Обсужден опыт Узбекистана в обеспечении прав и свобод личности

Обсужден опыт Узбекистана в обеспечении прав и свобод личности
26-27 ноября 2015 г. в Международном бизнес–центре состоялась международная конференция на тему: «Обеспечение надежной защиты прав и свобод человека – важнейшее направление демократического обновления и модернизации страны: опыт Узбекистана».
 
Организаторами конференции выступили Национальный центр Республики Узбекистан по правам человека, Уполномоченный Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (Омбудсман), Министерство юстиции Республики Узбекистан, Генеральная прокуратура Республики Узбекистан, Министерство внутренних дел Республики Узбекистан, Исследовательский центр по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы при Верховном суде Республики, Исследовательский центр при Верховном суде, Национальная Аассоциация негосударственных некоммерческих организаций Узбекристана, Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества АННО Уз, НИМФОГО, Программа развития ООН в Узбекистане, Офис Координатора проектов ОБСЕ в Узбекистане, Фонд им. К.Аденауэра, Фонд им. Ф. Эберта.
 
В работе международной конференции приняли участие депутаты Законодательной палаты и члены Сената Олий Мажлиса, представители органов исполнительной и судебной власти, институтов гражданского общества, научной юридической научной общественности, образовательных учреждений, СМИ, а также международных организаций и, дипломатического корпуса.
 
На конференции присутствовали представители из Великобритании, Италии, Испании, Ирландии, Монголии, Румынии, Шотландии. В работе международной конференции приняли участие зарубежные эксперты: заведующий сектором Европы и Центральной Азии Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН) Хулан Цедев, Постоянный координатор ООН и Постоянный представитель ПРООН в Узбекистане С. Приснер, заместитель Секретаря Венецианской комиссии Совета Европы Симона Граната Менгини, эксперт Венецианской комиссии Совета Европы, Экс-Президент международной ассоциации прокуроров Джеймс Гамильтон, эксперт по вопросам обучения в сфере прав человека (Великобритания) Томас Патерсон, Советник по правам человека, Координатор по развитию потенциала Бюро по демократическим институтам и правам человека, представитель Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ М. Дэвид Марк, член Совета Китайского общества по изученияю прав человека, доцент кафедры международного права юридического факультета Нанкайского Университета Танг Йингксиа, Советник Комиссии по правам человека Шотландии Брюс Алан Адамсон, Вице-президент Международного центра некоммерческого права Н. Боржелли, заместитель Секретаря Венецианской комиссии С.Г. Менгини.
 
В работе международной конференции приняли участие эксперты Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ ООН), Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ ОБСЕ), Венецианской комиссии, а также эксперты из Великобритании и Китая.
 
Целью мероприятия являлось определение обсуждение конкретных задач по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики по вопросам прав человека, усилению законности и верховенства права в деятельности государственных органов, изучению и обобщению опыта зарубежных стран в сфере обеспечения всего комплекса прав и свобод человека, а также ознакомление международных участников с масштабной работой, проводимой в Узбекистане в сфере обеспечения надежной защиты прав и свобод человека, повышения правовой культуры и правосознания граждан.
 
В рамках конференции прошли четыре сессионных заседания «Демократизация государственной власти и управления, разъяснение системы сдержек и противовесов в их деятельности, совершенствование законодательства и парламентского контроля – необходимое условие обеспечения прав и свобод человека», «Либерализация, демократизация и гуманизация судебно-правовой системы – приоритетное направление обеспечения эффективной защиты прав и свобод человека», «Развитие национальных институтов по правам человека, усиление их взаимодействия с государственными органами в сфере обеспечения эффективной защиты прав человека», «Усиление вклада институтов гражданского общества в социальное партнерство с государственными органами в сфере защиты прав, свобод и законных интересов личности, повышение».
 
Этим темам также была посвящена выставка, сопровождавшая международную конференцию. На выставке более 10 организаций представили свои публикации, посвященные вопросам защиты прав человека в Узбекистане.
 
Накопленный опыт и анализ достигнутых рубежей за истекшие годы независимости доказывают правоту избранной узбекской модели эволюционного, поэтапного, последовательноготепенного развития страны и необходимость дальнейшего следования по этому пути. Узбекистан добился главного – процесс реформирования и демократизации страны приобрел бесповоротный, необратимый и последовательный характер. Вследствие чего меняется человек, растет его политическая и гражданская активность, его сознание, сопричастность ко всему, что происходит вокруг него, и, наконец, его вера в будущее страны.
 
Стратегической программой политических и экономических реформ в Республике Узбекистан стала принятая Олий Мажлисом в ноябре 2010 года Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране, которая является методологической основой дальнейшего углубления «узбекской модели» развития, она знаменует начало качественно нового этапа демократизации и модернизации страны, а также призвана обеспечить, права, свободы и законные интересы человека.
 
Концепция – это комплексная законотворческая программа, предусматривающая разработку и принятие более 40 законов, направленных на создание прочных правовых основ дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в Узбекистане. За четыре года годы после принятия Концепции в стране приняты около более 30-ти законов, десятки нормативно-правовых актов.
 
Первый день международной конференции был посвящен вопросам демократизации органов государственной власти и управления, разъяснения системы сдержек и противовесов в их деятельности, совершенствования законодательства и парламентского контроля, либерализации, демократизации и гуманизации судебно-правовой системы, развития национальных институтов по правам человека, усилениея их взаимодействия с государственными органами в сфере обеспечения эффективной защиты прав человека.
 
Участниками конференции было подчеркнуто, что за короткий, по историческим меркам, срок Республике Узбекистан удалось принять ряд значительных мер по формированию и демократизации общества, обеспечения обеспечению верховенства закона, надежной защиты прав и свобод человека.
 
За годы независимого развития в Узбекистане создана прочная законодательная база в сфере защиты прав человека. Парламентом приняты Конституция и конституционные законы, 16 кодексов и свыше 700 законов, регламентирующих права и основные свободы человека. Создана система законодательства о личных, политических, экономических, социальных и культурных правах человека. Второй раздел Основного закона можно назвать Узбекским биллем о правах человека.
 
Парламент Республики Узбекистан ратифицировал более 70 международных документов по правам человека, в том числе десять основных инструментов ООН (6 международных документов и 4 Факультативных протокола). Согласно Конституции, международные нормы по правам человека имеют приоритет над национальным законодательством.
 
В настоящее время значительно усилился парламентский контроль за соблюдением международных договоров в сфере прав и свобод человека путем проведения мониторингов соблюдения международных конвенций, ратифицированных Парламентом, парламентских слушаний, семинаров и конференций по данной тематике.
 
Международные эксперты особо отметили, что поэтапные реформы, направленные на повышение правового статуса парламента привели к усилению его роли в обществе, повышению качества принимаемых законов, активному использованию полномочий по парламентскому контролю над органами исполнительной власти. Стремление повысить эффективность парламентского контроля путем принятия специального закона заслуживает всемерной поддержки со стороны международных партнеров Узбекистана.
 
Реализуя положения Венской Декларации и Программы действий, принятые на Второй Всемирной конференции ООН по правам человека в 1993 году, в Узбекистане создана институциональная база защиты прав человека. Наряду с традиционной правоохранительной системой, включающей в себя суд, прокуратуру, адвокатуру, созданы и функционируют такие национальные институты по правам человека, как Конституционный суд, парламентский Омбудсман, Национальный центр по правам человека, Институт мониторинга действующего законодательства при Президенте Республики Узбекистан, управления по правам человека в министерствах юстиции, внутренних дел, Генеральной прокуратуре, межведомственные комиссии и группы.
 
На международной конференции было отмечено, что одним из важных направлений демократических реформ, осуществляемых в Узбекистане, является реформирование судебно–правовой системы, укрепление гарантий защиты прав человека в сфере правосудия.
 
Внимание участников конференции было уделено приоритетным направлениям судебно-правовой реформы, подчёркнута её роль и значение в области обеспечения прав, свобод и законных интересов человека в сфере правосудия, необходимость дальнейшего усиления гарантий судебной защиты граждан, реализации мер по её доступности, совершенствованию организации деятельности судей, повышению правового статуса судей.
 
Зарубежные участники конференции высоко оценили факт отмены в Узбекистане с января 2008 года смертной казни и введение вместо нее наказания в виде пожизненного лишения свободы и длительного срока лишения свободы, введение института «хабеас корпус», то есть передача с 2008 года от прокурора судам права выдачи санкции на заключение под стражу в качестве меры пресечения, принятие Закона «О содержании под стражей при производстве по уголовному делу», согласно которому, сокращены сроки расследования и содержания лиц под стражей, создание института примирения, специального уполномоченного органа при Министерстве юстиции Республики Узбекистан – Департамента по исполнению судебных решений, материально-техническому и финансовому обеспечению деятельности судов.
 
Особо было отмечено, что из уголовно-процессуального законодательства исключены полномочия суда возбуждать уголовное дело, оглашать по нему обвинительные заключения, усилен судебный контроль над следствием на стадии досудебного производства.
 
На конференции отмечалось, что за последние годы во многих странах идет процесс становления, развития и дальнейшего совершенствования деятельности национальных институтов по правам человека, которые играют все более весомую роль в активизации населения и построении основ гражданского общества. 
 
В выступлениях национальных и зарубежных партнеров, представителей международных организаций особо подчеркивалось необходимость дальнейшей активизации участия гражданского общества в процессах демократизации и либерализации всех сторон общественной жизни, повышения роли институтов по правам человека в поощрении и защите прав человека, усиления их взаимодействия с негосударственным сектором и средствами массовой информации.
 
В рамках Десятилетия ООН в области образования по правам человека в Узбекистане создана непрерывная образовательная система в сфере прав человека. В ряде высших учебных заведений созданы и функционируют специальные кафедры прав человека. Во всех школах и университетах введены учебные курсы «Права человека» и изучение Конституции Узбекистана. В программу повышения квалификации государственных служащих (судей, адвокатов, работников органов внутренних дел, прокуратуры) входит правозащитная тематика. Успешно реализуется Национальная программа повышения правовой культуры общества.
 
В рамках Всемирной кампании ООН по общественной информации в области прав человека осуществляется широкая информационно-просветительская деятельность в сфере прав человека. Переведены на узбекский язык и изданы большими тиражами более 120 основных международно-правовых документов по правам человека в семи сборниках. В стране издаются около 30 юридических газет и журналов с правозащитной тематикой. Все СМИ уделяют особое внимание вопросам защиты прав и свобод человека. Основная литература по правам человека распространяется среди учащихся школ, студентов вузов и неправительственных организаций, а также работников правоохранительных органов.
 
Принят новый закон «Об обращениях физических и юридических лиц». В Узбекистане создана новая четкая система работы с обращениями на неправомерную деятельность должностных лиц, основанная на верховенстве закона и включающая в себя институционально-правовой механизм. Судебная защита прав человека становится приоритетным направлением деятельности государственных органов.
 
Второй день конференции был посвящен вкладу институтов гражданского общества в социальное партнерство с государственными органами в сфере защиты прав, свобод и законных интересов личности, повышение эффективности общественного контроля и мониторинга в данной сфере.
 
Уникальным примером конституционного строительства является глава 13 Основного Закона, посвященная негосударственным некоммерческим организациям. Она образует основу, фундамент законодательного обеспечения прав и свобод граждан на создание негосударственных некоммерческих организаций и гарантий на свободу их деятельности.
 
В соответствии с конституционными нормами и гарантиями в Узбекистане создана и постоянно развивается отвечающая современным демократическим нормам и международным стандартам законодательная, нормативно-правовая база, обеспечивающая гарантии свободного развития негосударственных некоммерческих организаций.
 
Участники конференции отметили, что одним из приоритетных направлений политического развития Узбекистана является развитие институтов гражданского общества. Государство, осуществляя политику социального партнерства, поощряет развитие неправительственных организаций, среди которых значительная часть осуществляет правозащитную деятельность. Принято более десяти законов, регулирующих взаимоотношения государства и институтов гражданского общества. Среди них важную роль выполняют законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и «О социальном партнерстве». Значительно возросла их роль в оказании правовой помощи, повышении уровня политического и правового сознания и правовой культуры граждан, работе с молодежью и женщинами, содействии в трудоустройстве, поддержке уязвимых слоев населения и другом. В настоящее время в Узбекистане в различных сферах жизни общества функционирует свыше 82200 ННО.
 
По мнению зарубежных экспертов «трудно переоценить роль и значение этих организаций в укреплении демократических ценностей в сознании людей, повышении их политической и гражданской активности, расширении масштабов и углублении демократических преобразований, происходящих в стране». Принято более десяти законов, регулирующих взаимоотношения государства и институтов гражданского общества. Среди них важную роль выполняют законы «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» и «О социальном партнерстве».
 
В свою очередь национальные эксперты отметили, что нормативно-правовые акты, принятые в последние годы, обеспечили существенное упрощение порядка регистрации, организации деятельности ННО, дальнейшее совершенствование организационно-правовых основ функционирования органов самоуправления граждан. Значительно возросла их роль в оказании правовой помощи, повышении уровня политического и правового сознания и правовой культуры граждан, работе с молодежью и женщинами, содействии в трудоустройстве, поддержке уязвимых слоев населения и другом. 
 
Международные эксперты, принимавшие участие в работе международной конфренции, высоко оценили процессы демократизации деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Они поддержали основные направления политики Узбекистана в сфере развития социального партнерства между государством и институтами гражданского общества. Было отмечено, что развитие и совершенствование институтов парламентского и общественного контроля, обеспечение открытости и гласности в деятельности государственных органов будет способствовать становлению в стране действительно активного и открытого гражданского общества.
 
На конференции подчеркивалось, что вопросы прав человека занимают приоритетное место во внешней политике Узбекистана, уделяется большое внимание осуществлению международного сотрудничества в сфере прав человека в русле основополагающих принципов и мер, разработанных документами Организации Объединенных Наций и ОБСЕ. Установлены тесные отношения с уставными и договорными органами, а также со специальными механизмами ООН. 
 
Являясь участником основных международно-правовых документов по правам человека, Узбекистан последовательно выполняет свои международные обязательства, вырабатывает с учетом этого собственную политику в этой сфере. Узбекистан регулярно представляет национальные доклады в договорные органы ООН., Вв настоящее время в договорные комитеты ООН представлены 35 национальных докладов.
 
Все участники отметили высокий уровень конференции и полезность и практическую значимость мероприятия, прошедшего в духе взаимопонимания.
 
Национальными и зарубежными экспертами выдвинуты различные предложения по улучшению эффективности деятельности в области защиты прав человека. 
 
По итогам международной конференции приняты рекомендации, сообщает пресс-служба Национального центра по правам человека.
 
 
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.