ЦИК Узбекистана разработал дорожную карту внедрения рекомендаций БДИПЧ — миссия по наблюдению за выборами

Фото с сайта verelq.am

Миссия по наблюдению за выборами Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ и Парламентской ассамблеи (ПА) ОБСЕ 28 октября представила заявление о предварительных результатах и выводах по итогам парламентских выборов в Узбекистане от 27 октября.

Миссия состояла из 17 экспертов основной команды, базирующейся в Ташкенте, и 26 долгосрочных наблюдателей, командированных по Узбекистану. В день выборов было задействовано 322 наблюдателя из 33 стран, в том числе 223 долгосрочных и краткосрочных наблюдателей от БДИПЧ и 56 делегатов от ПА ОБСЕ.

Все пять зарегистрированных политических партий имели возможность свободно агитировать в обеспеченных законом равных условиях, признали эксперты ОБСЕ.

При этом, по мнению наблюдателей, избирательные кампании партий протекали блекло и не бросали вызов политике правящей партии или друг друга.

В БДИПЧ подчеркнули эффективность подготовки к выборам на всех уровнях и с соблюдение установленных сроков.

Наблюдатели отметили трансляцию в режиме реального времени заседаний ЦИК и оперативную публикацию её решений, что способствовало прозрачности.

Изменения в Конституцию 2023 года упразднили сплошное ограничение избирательных прав в отношении граждан, признанных недееспособными, и граждан, лишённых свободы, что соответствует международным стандартам и отвечает на предыдущие рекомендации БДИПЧ, говорится в документе.

ОБСЕ положительно оценила расширение избирательных прав женщин. «На данных выборах гендерная квота для женщин увеличилась с 30% до 40%. Женщины занимают 47 из 150 мест в уходящей Законодательной палате и составляют 45% кандидатов», — отметили наблюдатели.

В документе говорится, что в ответ на предыдущую рекомендацию БДИПЧ пошлины за подачу жалоб по поводу избирательных прав были отменены. Сроки рассмотрения избирательными комиссиями и административными судами связанных с выборами споров соответствуют передовой международной практике.

Прогрессивным изменением, соответствующим предыдущим рекомендациям БДИПЧ, является нововведение об обязательной регистрации всех жалоб, поданных в избирательные комиссии, в специальном реестре, а также требование к комиссиям информировать заявителей о принятых решениях и разрешать им присутствовать при принятии решений.

В БДИПЧ также отметили введение административной ответственности за многократное голосование и нарушение правил представления финансовой отчётности по избирательной кампании.

Положительно оценена инициатива пяти частных телеканалов, которые совместно организовали и транслировали в прямом эфире пять еженедельных дебатов между представителями всех партий. Эксперты также обратили внимание на организацию предвыборных дебатов новостным вебсайтом впервые в истории Узбекистана.

По мнению наблюдателей, дебаты предоставили кандидатам хорошую платформу для передачи взглядов и обсуждения своих программ. При этом в миссии считают, что время трансляции — 17:00, а не позже в прайм-тайм — сократило потенциальную аудиторию дебатов.

В предварительном заявлении указывается также на отдельные недостатки. В частности, упоминаются активное участие махаллинских комитетов в различных аспектах избирательного процесса, отсутствие возможности выдвижения кандидатов, не связанных с партиями, и другие.

Миссия с удовлетворением признала тот факт, что Центральная избирательная комиссия Узбекистана разработала дорожную карту внедрения рекомендаций БДИПЧ и сообщила о своих намерениях продолжать избирательную реформу.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.