Миссия БДИПЧ ОБСЕ: «Между кандидатами в президенты не замечено конкурентной борьбы»

Источник: Anhor.uz

Между кандидатами в президенты Узбекистана не замечено прямой или какой-либо значимой конкурентной борьбы. Платформы избирательных кампаний сфокусированы, в основном, на улучшении социально-экономической ситуации, государственных услугах, здравоохранении, образовании, правосудии и экологической системе. На настоящий момент ни одну из этих тем нельзя назвать доминирующей в предвыборной кампании. Об этом говорится в промежуточном отчете миссии по наблюдению за выборами Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ), подготовленном по итогам пребывания в Узбекистане с 15 сентября по 5 октября, пишет «Фергана».

В документе отмечается, в частности, что при изменении избирательного законодательства власти Узбекистана учли ряд рекомендаций БДИПЧ. К примеру, необходимое прежде разрешение на проведение агитационных мероприятий, заявление о выдаче которого должно было быть подано за 30 дней до мероприятия, заменено уведомлением, представляемым за три дня до мероприятия. Запрещена агитация государственными служащими, внедрено требование о представлении промежуточной отчетности по финансированию избирательной кампании. Проведены реструктуризация и укрупнение избирательных комиссий более низкого уровня, изменены порядок голосования за пределами страны, правила опубликования результатов выборов и другие технические аспекты избирательного процесса.

Некоторые давние рекомендации БДИПЧ все же остаются неучтенными. В их числе — рекомендации по поводу ограничений избирательных прав, запрета на выдвижение независимых кандидатов и альтернативные источники финансирования избирательной кампании, а также возможности осуществления гражданского наблюдения за выборами.

Гарантированные Конституцией фундаментальные права и свободы человека продолжают ограничиваться подзаконными нормативными актами. Так, несмотря на предыдущие рекомендации БДИПЧ, клевета и оскорбление остаются уголовно наказуемыми, хотя в 2020 году наказание в виде лишения свободы исключили из мер, применяемых к данным видам правонарушений.

Понятие «экстремизм» имеет пространное определение, что потенциально может вести к произвольной интерпретации и применению. Изменения, внесенные в Конституцию в 2021 году, ликвидировали возможность ограничения свободы собраний при помощи подзаконных нормативных актов, но конкретный закон, который регулировал бы свободу собраний, отсутствует. Тем не менее уголовное и административное законодательство запрещают незаконные собрания и незарегистрированные объединения и предусматривают соответствующие наказания. Обременительная и позволяющая произвольное применение нормативно-правовая база в области регистрации политических партий, оценку которой БДИПЧ проводила ранее, осталась без изменений.

В 2020 году были либерализованы положения законодательства, связанные со свободой перемещения внутри страны и за ее пределами, вследствие чего были отменены выездные визы, улучшена свобода выбора места жительства, что, в свою очередь, повлияло на регистрацию избирателей. Поправки, внесенные в Конституцию в 2021 году, изменили сроки проведения президентских выборов.

Избирательный кодекс предусматривает наблюдение за выборами международными организациями, агентами политических партий, представителями СМИ и членами махаллинских комитетов, но не
позволяет общего гражданского наблюдения, вопреки прежней рекомендации БДИПЧ.

Большая часть агитационных мероприятий, которые наблюдала миссия БДИПЧ в отчетный период, проходила исключительно на узбекском языке, и только на некоторых из них звучали отдельные сообщения на языках национальных меньшинств. В дополнение к узбекскому, русскому и каракалпакскому языкам наблюдатели БДИПЧ отметили наличие некоторых агитационных материалов на казахском и таджикском языках.

Конституция обеспечивает гражданам равные права и свободы без дискриминации по национальному признаку. Согласно информации ЦИК, все пять кандидатов, баллотирующиеся на предстоящих президентских выборах, – узбеки.

Право выступать в качестве кандидата ограничено, в том числе, требованиями о продолжительности постоянного проживания в стране и владении государственным языком. Выдвигать кандидатов имеют право только зарегистрированные политические партии, независимые кандидаты права баллотироваться на пост не имеют.

Избирательным кодексом предусмотрена возможность печати бюллетеней для голосования на узбекском и, по решению ОИК, других языках, используемых большинством населения района. В некоторых округах бюллетени будут напечатаны на русском и каракалпакском языках. Часть избирательных материалов, в том числе связанных с законодательством и постановлениями ЦИК, была издана на узбекском, русском и каракалпакском языках.

Законодательство предусматривает выделение каждому кандидату бесплатного эфирного времени и печатного пространства в государственных средствах массовой информации. 17 сентября ЦИК выделила каждому кандидату по 3,5 часа на каждом из 5 государственных ТВ-каналах республиканского масштаба и по 140 минут – на каждом из 13 региональных каналов, а также предоставила печатное пространство в 6 республиканских и 26 региональных газетах. Для того чтобы обеспечить кандидатам возможность проведения дебатов, ЦИК зарезервировала время в каждую субботу в течение периода избирательной кампании на пяти республиканских государственных телевизионных каналах.

Узбекский регулятор в области СМИ — Агентство информации и массовых коммуникаций при администрации президента — исполняет задачу по мониторингу СМИ во время избирательной кампании и представляет в ЦИК ежедневные отчеты. К сожалению, после дня выборов обнародованию подлежит только заключительный отчет по мониторингу. 20 сентября миссия БДИПЧ начала качественный и количественный мониторинг шести телевизионных каналов и шести онлайн медиа-изданий.

С полным текстом отчета миссии по наблюдению за выборами БДИПЧ ОБСЕ можно ознакомиться по этой ссылке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.