Без интернета и с оппозицией в тюрьме: как прошли выборы в Пакистане
В Пакистане 8 февраля прошли всеобщие выборы. По их итогам определятся обладатели 266 из 336 мандатов в национальной ассамблее (70 мест зарезервированы для женщин и немусульман — их распределят пропорционально между прошедшими в парламент партиями) и мандатов в законодательных органах провинций Белуджистан, Пенджаб, Синд и Хайбер-Пахтунхва. Новому парламенту предстоит выбрать премьер-министра, который затем сформирует правительство. Если ни один из кандидатов не получит простого большинства голосов, то партии, показавшей лучший результат, будет предложено сформировать коалиционное правительство.
Выборы проходили в чрезвычайной обстановке: накануне террористическим атакам подверглись офисы кандидатов в Белуджистане. В результате взрывов погибли 30 человек, ответственность за нападение взяла на себя террористическая организация «Исламское государство» (запрещена в России). В связи с этим более 650 тыс. представителей правоохранительных органов были брошены на охрану избирательных участков. В стране отключен мобильный интернет — как утверждают власти, для «поддержания правопорядка и противостояния возможным угрозам».
В выборах участвуют 44 политические партии. Фаворитом считалась «Пакистанская мусульманская лига — Наваз» во главе с 74-летним Навазом Шарифом, уже трижды занимавшим пост премьер-министра страны (в 1990–1993, 1997–1999 и 2013–2017 годах). В январе 2024-го Верховный суд Пакистана отменил пожизненный запрет на участие в выборах осужденным политикам, тем самым открыв Шарифу, отстраненному от власти в 2017 году по обвинению в коррупции, дорогу к четвертому сроку. В избирательных списках лиги также его младший брат Шахбаз, возглавлявший правительство с апреля 2022 по август 2023 года.
Главный соперником лиги называли Пакистанскую народную партию во главе с 35-летним Билавалом Бхутто Зардари из еще одной пакистанской политической династии, представители которой неоднократно возглавляли правительство. The Associated Press прогнозировала, что у него были все шансы войти в коалиционное правительство Шарифа.
В выборах также участвовали политики из ныне оппозиционной партии «Техрик-е-Инсаф» («Движение за справедливость», ДЗС). Правда, баллотировались они в качестве независимых кандидатов.
Комментарии