,

Контрабандисты вербуют шкиперов из Центральной Азии по маршруту Турция-Италия

То, что осталось от лодки, которая затонула в Италии с более чем 100 людьми на борту в 2023 году.
То, что осталось от лодки, которая затонула в Италии с более чем 100 людьми на борту в 2023 году. Фотография: Джованни Изолино/LaPresse/REX/Shutterstock

Контрабандисты все чаще вербуют людей из Центральной Азии для пилотирования лодок, перевозящих мигрантов из Турции в Италию, отмечают НПО и юристы.

Мигрантов доставляют морем из Турции в Италию, часто на парусных лодках, в качестве альтернативы более длинному сухопутному маршруту через Балканы, где пограничники в Хорватии и Словении незаконно вытесняют просителей убежища на границе ЕС.

По данным Международной организации по миграции (МОМ), в 2023 году на одно из побережий Сицилии, Апулии или Калабрии из турецких портов Измир, Бодрум и Чанаккале прибыли 7153 мигранта, заплативших более 8000 евро каждый.

В отчете, опубликованном итальянской неправительственной организацией Arci Porco Rosso и некоммерческой организацией Borderline Europe, говорится, что из 68 водителей лодок, арестованных в 2023 году итальянской полицией на маршруте по обвинению в незаконной перевозке просителей убежища из Турции, по меньшей мере 18 прибыли из Кыргызстана, Узбекистана и Казахстана, Туркменистана, Азербайджана и Таджикистана.

Водители лодок из Центральной Азии в значительной степени заменили украинских и российских капитанов, которые ранее были завербованы турецкими бандами контрабандистов, которые обслуживают этот маршрут.

«В прошлом преступные организации стремились вербовать профессиональных украинских рыбаков и моряков», — рассказала Guardian Олеся Дзедзинская, итальянско-украинский адвокат, защищавшая многочисленных иностранных капитанов.

«Но со временем контрабандисты начали искать в других местах, в странах Центральной Азии. На этот выбор повлияла война в Украине и невозможность для мужчин покинуть страну, а также тот факт, что новости об аресте и попадании в тюрьму шкиперов распространились по Украине, и все меньше и меньше украинцев соглашались на риск отправиться в тюрьму».

Когда судно входит в итальянские воды, власти просят пассажиров назвать водителя, который затем арестовывается в соответствии с итальянским законодательством и может быть обвинен в таких преступлениях, как пособничество и подстрекательство к нелегальной иммиграции, торговля мигрантами или преступное сообщество. Им грозит тюремное заключение на срок от 15 лет, а в случае гибели пассажиров — пожизненное.

Пятеро водителей лодок были арестованы после кораблекрушения в ночь на 25 февраля 2023 года, когда переполненное деревянное судно, на борту которого находилось до 200 человек, разбилось при шторме в море всего в нескольких метрах от пляжа Кутро в Калабрии. Были обнаружены тела по меньшей мере 90 человек, в том числе десятков детей из Афганистана, Сирии, Ирана, Пакистана и Ирака, ищущих убежища в Европе. Обычно для управления парусным судном с мигрантами нанимают двух водителей, но их число может увеличиваться в зависимости от размера судна или количества людей на борту.

Согласно отчету, по меньшей мере 40 человек, которые в настоящее время содержатся в итальянских тюрьмах по обвинению в пособничестве и подстрекательстве к нелегальной иммиграции из Турции в Италию, являются выходцами из республик Центральной Азии.

«Большинство этих капитанов не знают о законе и не имеют представления о рисках, с которыми они сталкиваются, соглашаясь управлять этими лодками», — сказала Дзедзинска. «Некоторым из этих мужчин всего 20 или даже 19 лет. Итальянское законодательство часто не учитывает, что они тоже являются жертвами преступных организаций, эксплуатирующих их в своих целях […] многие водители лодок из Центральной Азии были вынуждены научиться управлять яхтой менее чем за неделю».

Водители часто покидали свои страны, чтобы избежать военной службы или спастись от бедности, найдя работу в Турции. Среди других пилотов на маршруте — пакистанцы и тунисцы.

20-летний мужчина из Узбекистана, приговоренный к трем годам лишения свободы в 2021 году за контрабанду 48 человек из Турции в Калабрию, рассказал Guardian, что понятия не имел, что его арестуют.

«Я думал, что это такая же работа, как и любая другая», — сказал мужчина, пожелавший остаться неизвестным. «В Узбекистане не было возможностей трудоустройства. Сначала я поехал в Россию, где работал курьером, а затем в Турцию. Когда они предложили мне отвезти этих людей на парусной лодке в Италию, я согласился, потому что в то время у меня не было работы, но я не знал, что это незаконно».

Согласно отчету, в 2023 году Италия арестовала около 250 водителей лодок, при этом большинство граждан Египта управляли судами, перевозящими мигрантов из Ливии или Туниса.

В предыдущем отчете Arci Porco Rosso и неправительственных организаций Alarm Phone и Borderline Europe говорилось, что с 2013 года в Италии было арестовано около 3250 водителей лодок, и были обнаружены доказательства того, что полицейские предлагали мигрантам иммиграционные документы и другие стимулы, чтобы убедить их дать показания против подозреваемых, которые в некоторых случаях были просителями убежища, которых торговцы людьми заставляли под дулом пистолета управлять лодками с беженцами.

Хотя количество арестов водителей лодок в последние годы сократилось, правозащитные организации выразили обеспокоенность по поводу этой практики.

«Арест водителей лодок является центральной частью расистской пограничной политики Европы, как мы можем видеть на примере все более драконовских законов, принимаемых в Италии и других странах», — сказал Ришар Брауде из Arci Porco Rosso. «В Италии проживает более 1000 человек находятся в тюрьмах за это так называемое преступление, и их будет только больше, пока этот абсурдный закон не будет отменен».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.