Как обсуждают план по предупреждению негативного влияния табака на здоровье населения

Фото: rawpixel.com

Несмотря на усилия, предпринимаемые медицинским сообществом и органами государственной власти разных стран, курение по-прежнему остаётся одним из самых серьёзных вызовов для человечества. С одной стороны, курение вредит здоровью людей, с другой — продажи табачной продукции приносят крупные суммы в бюджеты государств в виде налогов. Для стран ЦА эти бюджетные поступления важны с точки зрения устойчивости экономики.

Изучение вопроса редакцией сайта Anhor.uz, опубликовавшего более десятка статей о контрабанде сигарет, показало, что удорожание сигарет ведет к повышению спроса на контрабандную и контрафактную продукцию, что кроме удара по бюджету государства, увеличивает риски для здоровья людей.

Публикуемая ниже статья о давлении международных организаций на страны СНГ показывает экономические проблемы исполнения европейских стандартов. Однако, вероятно, проблема имеет и другой, криминальный аспект, когда контрабанда выгодна определенным группам, имеющим защиту от действий правоохранительных органов.

11 мая в штаб-квартире СНГ в Минске состоится дополнительное заседание экспертной группы. Одной из главных тем станет доработка и согласование проекта плана совместных действий стран Содружества по предупреждению негативного влияния табака на здоровье населения.

Документ обсуждается с 2017 года и, как и в случае с модельным законом СНГ по табаку (модельный закон – это законодательный акт рекомендательного характера, содержащий типовые нормы и дающий нормативную ориентацию для законодательства – прим. ред.), остается несогласованным в связи с многочисленными комментариями парламентариев.

Исполком СНГ ожидает комментарии стран в отношении предложенного плана. При этом, по сообщениям ряда осведомленных источников, в большинстве стран он так и не был направлен для согласования за пределы местных минздравов или не был скоординирован на уровне вовлеченных в разработку ведомств, что противоречит эффективной оценке его актуальности для правительств стран Содружества.

С самого начала работы над документами наиболее острыми и принципиальными вопросами остаются технические модификации в производстве сигарет. Они предполагают в том числе использование компонентов и технологий, отсутствующих в евразийском пространстве. Такие предложения, например, содержатся в Рамочной конвенции по борьбе с табаком ВОЗ и предлагаются Европейским региональным бюро (ЕРБ) ВОЗ к внедрению странами Содружества.

Ранее, еще в рамках разработки национальных антитабачных законодательств, ряд мер, включая внедрение самозатухающей бумаги для сигарет, уже был отклонен как экономически нецелесообразные. К примеру, самозатухающая бумага, по словам экспертов, производится только в Испании, Австрии и Китае. Стоимость ее использования примерно в пять раз выше обычной бумаги, а технологические издержки для отрасли только в случае введения новшества в России превысят 100 млрд рублей в год.

Такой резкий переход может привести к значительному повышению стоимости табачной продукции для потребителей в Содружестве, что прямо противоречит текущим усилиям по налоговой гармонизации в евразийском регионе, а также может стать значительным дестабилизирующим фактором для национальных экономик.

Ранее при непосредственном участии Европейского регионального бюро ВОЗ был принят модельный закон “О цифровом здравоохранении”, а в процессе согласования находится еще ряд других модельных законов. Ход и характер рассмотрения подобных инициатив можно оценить на примере проекта закона о защите населения от табачного дыма.

По задумке авторов из числа европейских представителей ВОЗ, этот модельный закон включит в себя все меры рамочной Конвенции по борьбе с табаком (РКБТ ВОЗ), которые еще не вошли в национальные законодательства стран СНГ, а также ряд других мер, по которым между сторонами международного договора не был достигнут консенсус.

Законопроект рассматривается уже несколько лет и за это время подвергся значительной критике со стороны российских, белорусских, казахских, кыргызских и других парламентариев. В частности, они указывали на экономическую нецелесообразность предложений и их несоответствие уже действующим механизмам, включая налоговые. В некоторых случаях зафиксировано и базовое противоречие принятым в странах нормам права.

Тем не менее, европейское бюро ВОЗ продолжает работу над документом, зачастую игнорируя комментарии как парламентариев стран Содружества, так и постоянных комиссий Межпарламентской Ассамблеи стран СНГ (МПА СНГ).

Ранее на заседании МПА СНГ в очередной раз был поднят вопрос об авторах и конечных интересантах этого модельного закона. Представитель ЕРБ ВОЗ из Грузии (страны, которая покинула СНГ еще в 2009 году) в очередной раз назвал авторами “высококвалифицированных юристов ВОЗ”. Парламентарии же, в свою очередь, в очередной раз не согласовали представленный документ и направили проект закона на юридическую экспертизу.

Как ранее заявил генеральный секретарь Содружества Сергей Лебедев, странам СНГ необходимо координировать и согласовывать свою деятельность на международной арене для защиты интересов Содружества и национальных интересов от попыток давления со стороны ОБСЕ и других международных организаций.

В условиях возрастающего давления взаимодействие в рамках таких площадок, как СНГ, ЕАЭС и ШОС помогает сохранять и развивать потенциал национальных экономик.

Подобный рациональный тренд важно продолжить и на мероприятии 11 мая, тем самым практически реализовав призыв генерального секретаря СНГ к объединению для защиты интересов евразийских стран на интеграционных площадках. В противном случае интересы международных организаций продолжат задавать темп и диктовать направления интеграционных процессов в Евразии, а также навязывать подходы к партнерству, прямо противоречащие экономической выгоде евразийских стран.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.