Потребительская уверенность узбекистанцев в октябре 2024 года восстановилась после сентябрьского снижения
Индекс потребительской уверенности узбекистанцев в октябре 2024 года показал неплохое восстановление после сентябрьского снижения, увеличившись со 128,7 до 132,5 пункта. По отдельности улучшение произошло по всем пяти субиндексам, которые определяют индекс. Наибольший рост показал субиндекс произошедших изменений экономической ситуации. В сравнении с октябрем 2023 года индекс CCI, однако, снизился на 1,9 пункта во многом из-за падения оптимизма по вопросам касательно экономической ситуации.
За октябрь наибольший рост показал субиндекс произошедших изменений экономической ситуации. Он вырос на 7,2 пункта и достиг 126,7 пункта, что является лучшим результатом за последние семь месяцев. Почти 55% опрошенных узбекистанцев считают, что экономическая ситуация улучшилась за предыдущий год, что на 5 п. п. больше сентябрьского показателя.
В региональном плане в сравнении с сентябрем наиболее заметное улучшение фиксируется в Джизакской, Бухарской и Самаркандской областях, где доля положительных ответов выросла на 15,6, 11,6 и 8,9 п. п. соответственно. При этом остальные регионы не показывают сильных изменений. Тем не менее лидером продолжает оставаться Хорезмская область с долей положительных ответов в 64,2%. Тогда как аутсайдер также не изменился, и им все еще является Ташкент, где аналогичный показатель вырос лишь на 0,1 п. п. и составил 37%.
Другим субиндексом, значительно выросшим в октябре, стало изменение личного материального положения за последний год. Прежний рубеж увеличился на 4,2 пункта, а показатель также продемонстрировал наилучший результат за семь месяцев. Свыше 62% жителей Узбекистана выбрали положительный вариант ответа, тогда как в сентябре таких было 57,7%.
В региональном разрезе наибольшее улучшение показателя произошло в Бухарской области. Там доля респондентов, выбравших позитивные варианты ответов, выросла с 60,8 до 70,1%. Это и стало лучшим региональным результатом. Также на заметные 8,6 п. п. выросла доля в Ферганской области. Отрицательную динамику в октябре показала лишь Сурхандарьинская область, где доля положительных ответов упала с 62,1 до 57,9%. И все же Ташкент и в этом вопросе продолжает оставаться аутсайдером с показателем в 54,1%.
Инфляционные оценки и ожидания жителей Узбекистана в октябре показали повсеместное снижение. Так, за прошедший год очень сильный рост цен в октябре ощутили 48,6% жителей против 51,4% – в сентябре. А вот в горизонте прошедшего месяца их доля упала с 31,8 до 29,9%.
Инфляционные ожидания, правда, показали небольшое улучшение в сравнении с сентябрем. Доля ожидающих сильного роста цен в следующем месяце упала с 19,6 до 18,8%. А в горизонте одного года 24,2% респондентов ожидают более быстрого роста цен, что на 1,4 п. п. ниже сентябрьского показателя и вообще является самым низким значением за все время исследования.
Согласно официальной статистике, в октябре зафиксирован месячный рост цен на 0,84%. Годовая инфляция на этом фоне заметно снизилась с 10,46 до 10,24%. Отметим замедление месячного роста цен на мясо. Темпы роста упали примерно до 1% после показателей в три и пять раз больше в сентябре и августе соответственно. Тем не менее это продолжает оказывать заметное влияние на настроение респондентов. Свыше 60% респондентов указали мясо и птицу как товар, по которому заметен сильный рост цен, тогда как в сентябре таких было 61,9%. Отметим небольшое снижение этого показателя по услугам ЖКХ (–3,3 п. п.) и муке (–2,6 п. п.). Мука вообще показала наименьший результат за все время исследования, хотя год назад занимала второе место. Отметим, что, согласно официальной статистике, услуги ЖКХ выросли в цене лишь на 0,3% м/м в октябре, а по муке фиксируется снижение цены на 2,6% за последний год. Кроме того, небольшое месячное подорожание овощей и фруктов не повлияло на настроения респондентов.
В сентябре девальвационные ожидания жителей Узбекистана продолжили расти после резкого роста в сентябре. Узбекский сум в октябре третий месяц подряд показал ослабление в 0,6%. Доля тех, кто ждет ослабления национальной валюты по отношению к доллару в течение следующих 12 месяцев, выросла с 59,4% в сентябре до 60,5% – в октябре. А вот в горизонте одного месяца доля пессимистов увеличилась с 41,2 до 42,7%. Эти показатели стали самыми высокими за последние пять месяцев, тем не менее они все равно ниже уровней октября 2023 года.
Динамика инфляционных оценок и ожиданий в октябре оказалась позитивной по всему региону после негативных августа и сентября. Почти во всех странах зафиксировано снижение пессимизма по всем вопросам касательно инфляции, а по некоторым даже были обновлены рекордные минимумы. Только в Казахстане динамика инфляционных настроений оказалась разнонаправленной. Инфляционные ожидания там продолжили расти, тогда как оценки инфляции заметно снизились и тоже обновили рекордные минимумы. В Кыргызстане точно так же значительно снизились инфляционные оценки после сентябрьского резкого роста. Поэтому здесь можно говорить лишь о нормализации показателей, но не о рекордных минимумах. В Таджикистане тоже наблюдается подобная динамика с инфляционными оценками. Но обозначенные изменения все еще находятся значительно выше летних значений, так как рост в этой стране в августе – сентябре оказался наиболее высоким. В Узбекистане же инфляционные оценки и ожидания тоже упали, но не так значительно. Там точно так же оценки все еще гораздо хуже, чем были в июле. Тем не менее по инфляционным ожиданиям был достигнут новый минимум.
Девальвационные ожидания в странах Центральной Азии в целом показали рост. Почти во всех странах наблюдается ослабление национальной валюты, кроме Таджикистана. Отметим продолжение роста девальвационных ожиданий в Казахстане после сентябрьской паузы. При этом показатели достигли новых абсолютных рекордов за все время исследования. В Узбекистане девальвационные ожидания также выросли, но куда меньшими темпами. Это произошло на фоне постепенного ослабления сума третий месяц подряд. В Кыргызстане впервые с марта случилось заметное увеличение девальвационных ожиданий после небольшого ослабления сома. Хотя доля ждущих продолжения этого оказалась в рамках средних значений предыдущего полугода. И только в Таджикистане динамика была по большей части нейтральной, хоть и чуть больше людей теперь ожидают ослабления сомони через месяц. С другой стороны, уменьшилась доля пессимистов по курсу в горизонте одного года.
Шестнадцатая волна исследования потребительской уверенности населения четырех стран Центральной Азии показала неоднозначные результаты в разрезе стран и основных вопросов. В двух государствах фиксируется заметный рост потребительской уверенности, тогда как в двух остальных странах происходит обратное. Особо стоит отметить сокращение огромного разрыва между Кыргызстаном и Узбекистаном, которые год назад были на разных позициях. Отсюда возникает вопрос, ответ на который узнаем в ближайшие месяцы: станет ли очередное снижение индекса в Кыргызстане стартом отрицательного тренда? Такой же, но противоположный вопрос возникает и по Узбекистану, где рост ускорился, а CCI приблизился к максимумам 2024 года. Казахстан тоже не отстает от южного соседа и показывает лучший результат в этом году. В Таджикистане произошло резкое и интересное изменение мнений жителей по отдельным вопросам, и тут также будет интересно посмотреть, как это повлияет на результаты следующих месяцев. Другим важным событием этой волны исследования стало почти повсеместное улучшение инфляционных оценок и ожиданий населения после двух месяцев негатива подряд. При этом в паре стран о полном восстановлении говорить еще далеко. В то же время девальвационные ожидания показали повсеместный рост. В итоге октябрь однозначно можно назвать важным для Центральной Азии с точки зрения структурных изменений настроений населения.
Данияр Оразбаев, аналитик Freedom Finance Global:
«Октябрь 2024 года оказался неоднозначным для стран Центральной Азии. В Казахстане зафиксирован рост индекса потребительской уверенности второй месяц подряд. Однако в этот раз рост индекса был куда более заметным, и он достиг самого высокого значения в 2024 году. Отметим улучшение прогнозов и оценок жителей по изменениям в личном материальном положении. К тому же неплохо восстановились оценки благоприятности условий для крупных покупок. Также позитивная динамика индекса была зафиксирована в Узбекистане. Причем росту не помешала сентябрьская пауза, да и его темпы значительно улучшились. Индекс достиг лучших значений с марта этого года, после которого и произошли резкие перемены в настроениях узбекистанцев. Значительное улучшение заметно в оценках изменений в экономической ситуации. Также больше жителей считают, что их материальное положение улучшилось за последний год. Тем самым в сравнении с прошлогодним октябрем индекс уменьшился лишь на 1,9 пункта, сократив предыдущий разрыв.
С другой стороны, в Кыргызстане в октябре произошло падение CCI второй месяц подряд. Напомним, что ранее потребительская уверенность в этой стране росла в течение шести месяцев. К тому же в этот раз падение было более заметным, чем в сентябре, и отрыв от Узбекистана значительно сократился. Все это произошло из-за уменьшения позитивного мнения касательно изменений экономической ситуации, которое до этого было основным драйвером роста. Да и в целом по всем остальным вопросам также фиксируется увеличение пессимизма. Тем не менее в сравнении с октябрем 2023 года индекс все еще показывает существенный рост на 8 пунктов. У регионального лидера по CCI – Таджикистана – третий месяц подряд происходит небольшое снижение. Хоть и темп падения вновь оказался незначительным, все же стоит отметить кардинальные изменения в ответах на отдельные вопросы. Резко и до пятимесячного минимума упали оценки жителей по благоприятности текущих условий для крупных покупок. Тем не менее по остальным четырем вопросам жители страны показали увеличение оптимизма, тем самым скомпенсировав отмеченное падение. В сравнении с прошлым годом CCI в Таджикистане показывает небольшое снижение на 2,2 пункта».
В Казахстане и Узбекистане аналитики ежемесячно собирают по 3600 анкет, в Кыргызстане – 1600, в Таджикистане – 1200, соразмерно объему населения в исследуемых странах. Исследования базируются на методологии, используемой для получения индексов потребительской уверенности во многих странах мира и адаптированной под локальные задачи компанией United Research Technologies Group. Метод сбора данных – телефонный опрос. Анкета опроса адаптирована: исследование проводится на родном языке респондентов.
Комментарии