Нарушений нет: в Антимонопольном комитете ответили на статью о реновации домов в Самарканде
Ранее мы писали, что в 2022 году в Самарканде запланировано проведение саммита Шанхайской организации сотрудничества, в котором будут участвовать около двадцати глав государств. Ускоренными темпами идет реконструкция транспортной инфраструктуры и инженерных сетей Самарканда. На подготовку события международного масштаба выделена большая сумма из республиканского бюджета страны – 55,0 млн долларов США.
Согласно постановлению президента Узбекистана №ПК-4999 от 23 февраля 2021 года, которое отсутствует в публичном доступе, в перечень работ войдет и подготовка проекта реконструкции, и капитального ремонта фасадов, и балконов 117 многоэтажных жилых домов центральных улиц Самарканда. То есть реконструкция и ремонт будет финансироваться из республиканского бюджета, а не за счет средств собственников жилья или кредита банков, как это обычно бывает.
На портале госзакупок удалось найти таких работ на $5.45 млн. В связи с тем, что сроки были ограничены (до конца сентября 2021) постановлением президента, было решено вместо открытого тендера провести отбор наилучших предложений. Это позволяет заказчику (Инжиниринговой компании при администрации Самаркандской области) запросить цену у нескольких поставщиков по своему усмотрению. Хотя такая процедура считается конкурентной, но реальной конкуренции мы не увидели. В декабре редакция Anhor.uz направила запросы в Агентство по противодействию коррупции и в Антимонопольный комитет.
В первом ведомстве ответили, что на основании статьи 74 закона «О государственных закупках», запрос был направлен для рассмотрения в инжиниринговую компания хокимията Самаркандской области. В ответе также сообщается, что инжиниринговая компания огласит результат рассмотрения запроса. К этому моменту редакция не получила ответ из инжиниринговой компании хокимията области.
В Антимонопольном комитете отметили, что в инжиниринговая компания Самаркандской области для выбора подрядчиков по объектам 19 апреля 2021 года направила письмо-приглашение № 01-1039 строительным организациям региона для отбора и подачи предложений для выбора организаций.
В соответствии со статьей 16 закона «О государственных закупках» (ЗРУ № 472 от 9 апреля 2018 г.), государственный заказчик независимо или с привлечением специализированной организации имеет право устанавливать стартовую цену (работа, услуга). Однако в этом законе не определены критерии относительно предложения по стартовой цене.
Постановлением Кабинета министров № 638 от 16 августа 2017 года было отменено право Антимонопольного комитета контролировать ценообразование при строительстве объектов за счет централизованных капиталовложений. Кроме того, согласно указу президента (№ ПФ-5392 от 2 апреля 2018 г.) Министерство строительства является уполномоченным органом государственного управления, реализующим единую государственную политику в сфере архитектуры и строительства в республике Узбекистан.
В статье мы отмечали, что более 66% победителей торгов имеют уставной капитал ниже 1,0 тыс. $, что свидетельствует о существенных рисках невозврата денег в случаях невыполнения обязательств перед заказчиком со стороны подрядчика. Иными словами, если подрядная организация утратит свою платежеспособность (обанкротится), то государство может претендовать на возврат всего 1000 $, что составляет всего 2,2% от средней стоимости одного лота.
В Антимонопольном комитете заявили, что согласно закону «О государственных закупках» (№ ЗРУ-472 от 9 апреля 2018 г.) не установлено ограничений на размер уставного капитала участника.
Государственный заказчик вправе предъявить к участникам процедуры закупки требование о том, что заявка должна быть обеспечена гарантией, залогом или иными способами, предусмотренными законодательством, к критериям оценки заявок участников государственных закупок товаров (работ, услуг) относятся условия оплаты и гарантии. Споры, возникающие при выполнении условий договора, регулируются Гражданским кодексом Республики Узбекистан.
Большую долю всех заказов (10,6% или 572,5 тыс. $) в общем объеме получило одно предприятие со 100% долей государства. (ГУП) Ta’mirlash tiklash va xizmati ko’rsatish («Ремонтно-восстановительная служба») (подведомственна Самаркандскому областному управлению министерства жилищно-коммунального обслуживания Республики Узбекистан).
В Антимонопольном комитете отметили, что закон Республики Узбекистан «О государственных закупках» (Закон № ЗРУ-472 от 9 апреля 2018 г.) не устанавливает требований по ограничению участия госпредприятий в процессе государственных закупок. Исключаются конфликты интересов, а также наличие аффилированности.
Вместе с тем, указ президента Республики Узбекистан № ПФ-6019 от 7 июля 2020 года предусматривает, что субъект хозяйствования, имеющий конфликт интересов с государственным заказчиком, не вправе выбирать государственные закупки или лучшие предложение или участвовать в прямых переговорах.
[…] Участие в этом процессе ГУП «Ремонтно-восстановительная служба» Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Узбекистан не противоречит закону о конкуренции.
Мы также отметили, что вторым победителем по общему объему полученных заказов стало общество с ограниченной ответственностью UZ PRO BUILDING с уставным фондом менее $600 (в эквиваленте). Статья 36 закона «О государственных закупках» обозначает отсутствие просроченной задолженности по уплате налогов и сборов как необходимое условие допуска к участию в торгах.
Закон Республики Узбекистан «О государственных закупках» устанавливает критерий отсутствия задолженности участников по уплате налогов и других обязательных платежей, этот критерий не запрещает участие в процедурах закупок, заявили в Антимонопольном комитете.
Согласно соответствующей справке Государственной налоговой администрации Самаркандской области, задолженность ООО «Уз Про Билдинг» по состоянию на 01.04.2021 г. составила 240 155 543 млн. сумов, на 01.05.2021 г. — 204 782 849 млн. сумов, по состоянию на 23.12.2021 года, просроченной задолженности нет.
Короче отписалися коррупционеры!!((
Очень хорошо,что антимонопольный от кормушки оторвали. В строительстве конкуренции хоть отбавляй. Пусть лучше антимонопольный тарифами занимается от естественных монополий. А что касается данного конкурса, то авторы просто не представляют сколько много времени занимает разработка тендерной документации и организация торгов. Предполагаю, что у заказчика тупо нет окончательных проектов. Слишком мало времени отведено на подготовку и реализацию. Поэтому хоть как-то сляпали конкурс. А то что госконтора выиграла это гарантия того,что она не рассосётся в неизвестном направлении, когда аванс заплатят. И у второй фирмы маленький уставной капитал это тоже ни о чем не говорит.