Fitch Ratings отмечает, что реформа экономики в Узбекистане вступила в сложную фазу

Fitch Ratings
Фото: TVP Info

Fitch Ratings отмечает, что реформа экономики в Узбекистане вступила в сложную фазу, в рамках которой власти страны основной задачей видят определение последовательности дальнейших действий после значительного прогресса, достигнутого за прошедшие шесть лет.

Политическая нацеленность на проведение реформ, как представляется, остается твердой, однако ряд недавно принятых мер свидетельствует о сложностях, связанных с переходом к полностью рыночной экономике, включая отказ от субсидируемого/директивного кредитования, на фоне геополитической неопределенности и с учетом социальных факторов.

В октябре, в соответствии с указом президента, на пять лет была отложена выплата национальным железнодорожным оператором кредита Фонду реконструкции и развития Республики Узбекистан («ФРРУ») на сумму 140 млн долл. США. Кроме того, ФРРУ было поручено предоставить кредиты на сумму 150 млн долл. США частным логистическим компаниям, которые поддерживают тесные рабочие связи с UTY, с целью создания в частном секторе системы перемещения грузов. Предоставление отсрочки по кредиту свидетельствует о сохраняющемся участии государства в кредитовании, что, как представляется, не согласуется с целью перехода к практикам кредитования, основанным на рыночных принципах. Правительство планирует продать непрофильные активы UTY, в то же время заинтересованность частного сектора является неясной.

После продажи в июне 73,7-процентной доли государства в Ипотека-Банке власти продлили сроки продажи контрольных долей в двух других крупных банках. Это подтверждает ожидания Fitch, что соблюдение первоначальных сроков для проведения приватизации банков будет затруднительным с учетом продолжающейся трансформации бизнес-моделей банков. На настроения инвесторов также может повлиять текущая неопределенность геополитической ситуации в регионе, что может обусловить задержки с проведением приватизации.

Fitch также полагает, что установленные правительством сроки для сворачивания субсидируемого кредитования в банковском секторе на цели развития были продлены, о чем свидетельствует недавнее решение о преобразовании государственного банка Кишлок курилиш банк в институт развития, в задачи которого входит предоставление долгосрочного кредитования малого бизнеса по ставкам ниже рыночных при поддержке со стороны государства в виде взносов в капитал. Вместе с тем банк будет предоставлять кредитование по ставкам выше основной ставки и существенно более близким к среднему уровню по сектору в сравнении с историческими.

«Осуществляемые с 2017 года реформы экономической и политической системы в Узбекистане носят широкомасштабный характер и имеют важное значение, и Fitch рассматривает переизбрание в июле этого года президента Шавката Мирзиёева как свидетельство предоставления ему серьезных полномочий на проведение дальнейших реформ. Продемонстрированная высокая готовность осуществлять экономические реформы, которые могли бы увеличить потенциальный рост и снизить дисбалансы в экономике, представляет собой фактор, который может обусловить позитивное рейтинговое действие в отношении суверенного рейтинга Узбекистана «BB-«», — говорится в сообщении.

Второй этап реформы тарифов на электроэнергию, запланированный на май 2024 года, по-прежнему является основным моментом для определения направления проводимой реформы.

По мнению Fitch, правительство предусмотрело увеличение поставок российского природного газа и расширение распределительной сети, чтобы не допустить повторения дефицита электроэнергии, наблюдавшегося зимой прошлого года. Однако проблемы с поставками сохранялись в декабре при ограниченных часах работы ряда газонаполнительных станций СУГ.

«Недопущение перебоев с поставками обеспечит правительству более широкие политические возможности для проведения тарифной реформы, которая приведет к увеличению розничных цен. Правительство планирует сократить субсидии для электроэнергетических распределительных компаний по оценкам с 18 трлн сумов (1,8% от ВВП) до 9,5 трлн сумов (0,8%) в 2024 г. и постепенно свернуть все субсидии к 2027 г».

Fitch рассматривает сильную финансовую и техническую поддержку этой инициативы со стороны ряда международных финансовых организаций как позитивный фактор, способствующей ее реализации.

Одним из свидетельств того, что тарифная реформа продолжится, может служить решение Центрального банка Республики Узбекистан отложить принятие официального целевого уровня инфляции в 5% с конца 2024 г. до 2 полугодия 2025 г. В то же время снижение инфляции до уровня ниже целевого показателя может зависеть от уровня бюджетной консолидации, который, как ожидает Fitch, не будет достигнут. По прогнозам Fitch, дефицит бюджета составит 5,5% от ВВП в 2023 г. и 4,3% в 2024 г., что выше среднесрочного целевого уровня в 3%. Социальные расходы и расходы на субсидии, как представляется, растут. В октябре правительство расширило программу субсидирования ипотечного кредитования и запустило программу субсидируемого кредитования малого и среднего бизнеса. Хотя бюджетные расходы, связанные с такими мерами, не представляются значительными, такое директивное кредитование может затруднить передачу монетарной политики.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.