Законопроект о поправках в Конституцию предусматривает передачу части президентских полномочий Сенату
Проект Конституционного закона Узбекистана «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан», вынесенное на всенародное обсуждение обусловлен и поиском наиболее эффективного варианта модели организации и деятельности институтов государственной власти и их согласованного функционирования и взаимодействия в рамках единой системы, пишет Омонулло Мухамеджанов, доктор юридических наук, профессор Ташкентского государственного университета.
Процесс дальнейшего развития Конституции неразрывно связан с принятием правовых норм, направленных на укрепление институтов гражданского общества, развитие форм общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, а также закреплением процедур ответственности должностных лиц разных уровней перед общественными институтами.
Современная парламентская практика способствует поиску оптимальных форм и методов, обеспечивающих эффективность дальнейшего совершенствования правовых основ организации и деятельности законодательного органа, наполнение их новым содержанием, отражающим и парламентские традиции, и нынешний этап развития нашего общества и государства.
Предлагаемые нововведения направлены в первую очередь на укрепление народовластия, совершенствование механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей. В этой связи, предложено внести в Конституцию нормы о расширении полномочий Олий Мажлиса, в том числе в сфере формирования правительства и контролю над его деятельностью.
Например, усилению конституционных основ осуществления парламентского контроля со стороны Олий Мажлиса будет способствовать передача Сенату президентского полномочия по назначению и освобождению от должности председателя Счетной палаты, утверждение указов президента Узбекистана о назначении и освобождении от должности Генерального прокурора страны и директора Агентства по противодействию коррупции.
Предложено также внести в Конституцию нормы о расширении полномочий Олий Мажлиса, в том числе в сфере формирования правительства и контролю над его деятельностью.
Таким образом, укрепление конституционных основ ответственности будут способствовать, чтобы Премьер-министр и правительство строго придерживались, предусмотренных Конституцией требований: а) его подконтрольности и подотчетности; б) реализации строго очерченных государственно-властных полномочий; в) поддержание демократического правопорядка, режима законности и обеспечения конституционных превентивных мер от злоупотребления государственно-властными полномочиями.
Следует отметить необходимость разработки четких правил и процедур, включающих в себя систему полномочий, мер и способов контроля законодательной власти за формированием и функционированием органов исполнительной власти, прежде всего – правительства.
Механизм контроля должен включать непосредственное участие общественности, гражданских инициатив. Это сделает сферу принятия политических решений более прозрачной для общества, что, в свою очередь, повысит демократичность и эффективность управления страной.
Определяя перспективные модели развития парламентаризма в контексте конституционных преобразований, можно прогнозировать дальнейшее постепенное продуманное реформирование властного механизма, основанное на согласии всех основных государственных институтов, что позволит приблизить Узбекистан к реализации подлинного народовластия.
С этой точки зрения, необходимость конституционных изменений и поправки к действующему конституционному законодательству создали благоприятные условия для развития парламентаризма в интересах большинства населения нашей страны и государства в целом.
Реализация конституционной реформы в целом имеет целью обеспечения баланса и взаимного уравновешивания полномочий высших органов государственной власти: президента, парламента и правительства.
Анализ последних нововведений в Конституцию дает основания предположить, что реализация конституционных преобразований страны в перспективе даст следующие результаты.
Во-первых, новый мощный импульс получит поступательное движение Узбекистана по пути демократизации и модернизации всей политической системы общества.
Во-вторых, парламент получив реальные полномочия по формированию и контролю над правительством, станут мощной движущей силой, обеспечивающей устойчивое и демократическое развитие страны.
В-третьих, они содействуют в целом качеству и эффективности законотворческой, контрольной деятельности парламента.
Комментарии