Переход на социальную модель инвалидности, выездные комиссии и доступная среда – постановление президента

Фото: Ассоциация инвалидов Узбекистана

Президент Узбекистана подписал постановление, в соответствии с которым с 1 декабря 2021 года в случае невозможности личной явки лица в медико-социальную экспертную комиссию Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья установление инвалидности проводится на выездном заседании с посещением закрепленной территории, на дому или в стационаре по месту лечения лица, а также путем проведения заочного освидетельствования.

Лицам с явными признаками инвалидности и анатомическими дефектами, без проведения дополнительного обследования для получения клинико-функциональных данных на основании утвержденного перечня заболеваний, при признании их лицами с инвалидностью инвалидность устанавливается бессрочно без их участия.

В справках об инвалидности медико-социальные экспертные комиссии вносят рекомендации по профессиям, согласно которым лица с инвалидностью могут осуществлять трудовую деятельность.

С 1 августа 2022 года первоначально в городе Ташкенте внедряется новая электронная информационная система «Медико-социальная экспертиза» по принятию на учет и проведению освидетельствования лиц с инвалидностью в медико-социальных экспертных комиссиях. При этом обеспечивается внесение в информационную систему в электронной форме документов (медицинских направлений, выписок из истории болезни, амбулаторных карт и других), являющихся основанием для установления инвалидности гражданам. С 1 января 2023 года информационная система полностью внедряется во всех остальных регионах республики.

При этом при установлении инвалидности направления лечебно-профилактических учреждений, выписки из истории болезни, амбулаторные карты, листки временной нетрудоспособности, а также документы о несчастных случаях либо иных повреждениях здоровья, связанных с исполнением трудовых функций, принимаются полностью посредством информационной системы. Листки временной нетрудоспособности и документы о несчастных случаях либо иных повреждениях здоровья, связанных с исполнением трудовых функций, принимаются посредством Межведомственного программно-аппаратного комплекса «Единая национальная система труда» и информационной системы путем обмена данными.

На основе соответствующей информации о гражданине в информационной системе внедряется порядок установления инвалидности без участия граждан с учетом нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности. Данные о лицах с инвалидностью, лечащих врачах и врачах, предоставивших медицинские заключения, фиксируются в информационной системе.

Электронные данные, необходимые для назначения пенсий и социальных пособий лицам с инвалидностью, направляются в информационные системы «Пенсия» и «Единый реестр социальной защиты» в автоматическом режиме.

Создаются педиатрические медико-социальные экспертные комиссии Республиканской инспекции медико-социальной экспертизы и, в связи дополнительные функции, возложенные на врачей системы Министерства здравоохранения по установлению инвалидности детям до 18 лет, отменяются.

Признание детей до 18 лет в качестве детей с инвалидностью осуществляется педиатрическими медико-социальными экспертными комиссиями. Признание граждан старше 18 лет в качестве лиц с инвалидностью осуществляется медико-социальными экспертными комиссиями.

Основными задачами педиатрических медико-социальных экспертных комиссий определяются:

– проведение медико-социальной экспертизы детей до 18 лет и участие в разработке государственных программ в области установления инвалидности совместно с обществами лиц с инвалидностью;

– изучение причин инвалидности и разработку мер предупреждения ухудшения здоровья детей до 18 лет;

– осуществление контроля и координации в области разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации детей с инвалидностью;

– участие во внедрении на системной основе передовых методов обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с учетом текущих и перспективных потребностей сферы.

Министерству здравоохранения совместно с Агентством по развитию медико-социальных услуг:

– с 2022/2023 учебного года принять меры по совершенствованию учебных программ магистратуры, клинической ординатуры, переподготовки и повышения квалификации специалистов медико-социальной экспертизы, реабилитологии, здравоохранения, социальной и профессиональной реабилитации на основе международных образовательных стандартов;

– не менее одного раза в пять лет обеспечить повышение квалификации по специальности и медико-социальной экспертизе, а также бесплатное прохождение первичных специализированных курсов медицинскими работниками системы службы медико-социальной экспертизы в образовательных учреждениях и республиканских специализированных научно-практических медицинских центрах системы Министерства здравоохранения.

Выданные справки об инвалидности и индивидуальные программы реабилитации лиц с инвалидностью старого образца, оформленные до принятия настоящего постановления, признаются действительными до даты проведения очередного освидетельствования или завершения реабилитационных мероприятий (если инвалидность установлена на неопределенный срок).

Агентству по развитию медико-социальных услуг совместно с Министерством здравоохранения, Министерством занятости и трудовых отношений и Министерством финансов, а также другими заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 июня 2022 года разработать проект постановления Президента Республики Узбекистан о поэтапном переходе на социальную модель установления инвалидности с привлечением технического содействия Программы развития ООН, Всемирного банка, Всемирной организации здравоохранения и ЮНИСЕФ.

При этом предусмотреть разработку Концепции перехода на социальную модель установления инвалидности гражданам на основе Международной классификации здоровья и жизнедеятельности (функций) с изучением международного опыта.

Агентство по развитию медико-социальных услуг совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций должно наладить механизм заблаговременной бесплатной рассылки на мобильные средства связи лиц с инвалидностью коротких уведомлений об истечении срока инвалидности и необходимости явки на повторное освидетельствование за месяц до переосвидетельствования.

Агентство по развитию медико-социальных услуг совместно с Министерством здравоохранения в месячный срок должны разработать и обеспечить доведение до Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента минимальных требований к зданиям, помещениям и оборудованию территориальных медико-социальных экспертных комиссий.

Все документы, связанные с установлением инвалидности, вносятся в информационную систему IT-операторами –​ медицинскими сестрами лечебно-профилактических учреждений на основе персональных идентификационных логинов и паролей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.