«Сохранение культуры важнее, чем укладка асфальта», — министр культуры
В ходе XIII Международного музыкального фестиваля «Шарқ тароналари» в Самарканде министр культуры Узбекистана Озодбек Назарбеков выступил с заявлением о важности сохранения культурных ценностей.
В ответ на вопрос о приоритетности расходования бюджетных средств на проведение культурных мероприятий вместо инфраструктурных проектов, таких как асфальтирование дорог, министр подчеркнул, что инвестиции в культуру в нынешней ситуации являются крайне важными.
«Потратить 3-5 млрд сумов на такие фестивали, по-моему, очень важно для сохранения будущего человечества», — заявил глава Минкульта.
Назарбеков подчеркнул, что в условиях современной мировой нестабильности, под влиянием «темных сил», необходимо проявлять бдительность и защищать традиционные ценности.
«Глобализм угрожает нашей культуре, — отметил он. — Необходимо держаться за свои ценности и призывать весь мир к схожей позиции, чтобы противостоять тем силам, которые пытаются разрушить культурную идентичность народов».
Хикоят Кадырова-Талипова: «Снимите маски, господа!» Понедельник, 26 Августа 2024 …Время бежит с бешеной скоростью. Подумать только — прошло 20 лет третьего тысячелетия нового 21-го века! Нужно подводить какие-то итоги, как это делают все — до 10-го. По крайней мере, я привыкла составлять отчёты и в загсе, и в адвокатуре именно до этого числа. Там, где прошла вся моя сознательная трудовая деятельность.
Оглядываясь назад, с горечью констатирую — все лучшее осталось позади. И не потому, что поджимает возраст. Нет. Потому, что изменились времена. И не в лучшую сторону. Хотя… «у природы нет плохой погоды…», а времена делают люди, из которых плохих сегодня становится всё больше и больше, увы.
Я всегда была оптимисткой по жизни, поэтому верила всем и каждому, надеясь, что доброта, милосердие, благородство все же являются движущей силой любого общества. Как же я ошибалась! Мои глаза широко раскрылись с приходом в адвокатуру. Конечно, и в загсе мне приходилось сталкиваться с мерзостью, читая приговоры, по которым делала разводы, оформляя акты по насильственной смерти, беседуя с супругами о причинах расставания, но то, с чем я столкнулась в адвокатуре, не идёт ни в какое сравнение с прошлым… прошлым веком… размеренным, более спокойным, даже законным, когда хоть как-то можно было добиться справедливости.
Поскольку я работала в Консультации по защите прав женщин и детей, то все мои дела были связаны только с ними — разводы, алименты, лишение родительских прав и т.п.
…В помещение входят две молодые женщины в хиджабах. Просят написать заявление на алименты. Выясняется, что они обе — жёны одного и того же человека. Вторая и третья. У каждой по двое детей. «А у него есть дети от законной жены, и где она сама?» «С ним живёт. Там трое детей. Нам он дал «талак» — мусульманский развод, женился уже на четвертой. Та беременна». «А детей он не навещает что ли?» «Нет, иначе мы бы не пришли. Не помогает, хотя у него свой бизнес». «А он верующий? Наверняка, раз вы обе в хиджабе и согласились на многоженство…» «Да, это он нас поочерёдно уговорил его надеть, уволиться с работы. Сам он очень набожный, два раза был в умре (малое паломничество, связанное с посещением Мекки, а также Запретной мечети в частности, однако не в месяц, предназначенный для хаджа, а в любое другое время – ред.), собирается в хадж…» «А зачем вы пошли на это, ведь без брачного свидетельства никох не читают?» «Ещё как читают, у него все знакомые среди служителей».
Как это понимать? Разве с Аллахом можно так поступать — лгать, бросать детей и жен, ехать в хадж? Для чего? Смывать грехи?
…Обычное дело в махалле (квартале – ред.), где я юрист-волонтер. Рассматривается дело о разводе, так как без нашего протокола суд не примет иск. Немею от услышанного — развод происходит из-за того, что сестра отбила мужа у старшей сестры. Родной, у которой четверо детей! Свекровь на стороне сына и его молодой жены, которая набожна, читает намаз. В какой норме мусульманского права есть такое положение? О моральной стороне этого дела лучше помолчать, такие лицемеры всё равно не поймут. Мать сестёр попала в больницу. Естественно, она же нормальная женщина… такое пережить тяжело.
…Занимаюсь наследственным делом четырех сирот, родители которых погибли в автокатастрофе. Дети определены в семейный детский дом. От трехкомнатной квартиры в Коканде ничего не осталось — окна, двери, рамы, сантехнику, даже лаги растащили родственники сирот. Мебель, посуду, курпачи (одеяла – ред.) — само собой… на сороковой день. Золото осталось у сестры отца, которая пообещала лично мне все вернуть при замужестве девочек. Черта с два! Старшую сама выдала замуж, поскольку после выпуска ей некуда было возвращаться, и она жила у меня. Наивная, я ещё поехала в Коканд за обещанным наследством, но мне пришлось увидеть настоящий спектакль о тяготах сегодняшних дней, из-за которых ей пришлось все заложить в ломбард. Но тётя обещала все вернуть, ведь она читает намаз, и ей нельзя не верить… Через два года после свадьбы она умерла. Ну что ж, «жойлари жаннатдан булсин….» («да пребудут их души в раю» — ред.).
Близкая подруга, бывший прокурор, пришла ко мне тоже с наследственным делом: «Хика, это моя хорошая знакомая. Я не разобралась в этом деле, давай с тобой вместе распутывать это…» Посмотрев дело, я удивилась: «Что тут распутывать? Мать умерла, единственный наследник ребёнок, у нее же нет мужа и родителей?» «Нет. Остались братья и сестры, которые хотят все отобрать». «Ну мало ли чего они хотят?! Есть закон, по которому он один принимает все имущество. Назначайте опекунство и в нотариальную контору…»
«Здесь есть один нюанс… он ей не родной. Усыновленный…» Я даже слушать не стала: «Это уже не имеет никакого значения. Он по метрике ее сын. Точка».
«Но уже там дядя и тётя подали в суд на отмену усыновления…»
У меня был шок — эти лица не имели никакого права на это! Неужели из-за наследства можно оставить маленького пятилетнего ребёнка родной сестры без средств существования и сдать его в детский дом??? Даже неродного? Ведь об этом никто никогда не знал, сестра сама была гинекологом и имитировала беременность… А как же тайна усыновления теперь? Или после смерти уже плевать на это?
«Вы знаете, они поехали в мечеть при Хастимоме, и там им сказали: если ребенок не родной по крови, то ему ничего не достаётся после смерти родителей. И это все было сказано при мне, опекуне».
«Причём тут мусульманское право? Мы с вами живём в светском государстве и подчиняемся его законам, поэтому все на стороне ребенка!»
Опекун (подруга умершей) попросила написать меня опровержение к иску. (Кстати, уже умирая, мать ребенка написала у нотариуса согласие на опекунство близкой подруги. Родным она это не доверила.)
Я не могла поверить в это и решила съездить в эту мечеть сама. Духовное лицо со 2-го этажа мне сказало то же самое. Причём, в грубой форме. Я хотела докопаться до истины и поехала в другую мечеть, где мне разъяснили это положение совершенно по-другому — этот ребёнок должен наследовать всё. А то, что сказали в Хастимоме — это… там так… договорились… Как? Как можно было договориться? Процесс, конечно, был выигран. Вернее, его даже не было. По возражению опекуна дело не стали рассматривать, так как противная сторона была ненадлежащим истцом.
Двойные стандарты… Как только коснулось имущества ребенка, родственники быстренько побежали в мечеть… Если вы такие правильные, быть может вам лучше узнать, что грозит тому, кто посягает на права сироты с точки зрения того же мусульманского права? Жаль, что в Хастимоме ничего об этом «не знают»…
Разводы… Самая больная тема на сегодня, по-моему, по всему Земному шару. Мир сошел с ума. Более половины разводов происходит в первые три года. Притирка? Придирки. Со стороны свекровей, многочисленной родни, мужа. Женщина выходит замуж, чтобы стать… рабыней или домработницей. И выходит она за… свекровь, которая диктует, сколько ей нужно иметь детей, когда ей лучше рожать, до скольки лет кормить грудью. Свекровь распорядитель счетов, первый советник — что носить и куда ходить, без её разрешения нельзя даже звонить родителям. При желании может спокойно развести сына или взять ему вторую жену. Все по «шариату», к которому прибегают в случае необходимости, но сами толком его нормы не знают.
«Мне нужно развестись с мужем. Три месяца назад я вышла замуж…» «Всего-то? Чего вы торопитесь, думаете второй будет лучше? И потом, вы не беременны?» «Муж ко мне даже не подходил…» «Ясно. Его насильно женили, и у него другая женщина?» «Да, наши родители договорились. Но он мне только вчера признался — он… нетрадиционной ориентации». «А родители его знают?» «Знает мать. Он ей говорил, но ведь его дед — уважаемый аксакал, отец — публичный человек… Что скажет махалля, родня? Поэтому свадьба необходима. Стерпится-слюбится». Я перешла на «ты». «Ты родителям сказала?» «Стыдно. Не могу, и он просил никому не говорить…»
Уважаемые родители, почему вы ради своего надувного авторитета обрекли эту девочку на такие муки и страдания? Только чтобы скрыть семейные проблемы? Не честнее ли было бы оставить своего сына в покое, чем заставлять его жениться? В чем её-то вина?
…Родственница совершила хадж. Поехала туда ее проведать. Каково же было моё удивление, когда я увидела там свою клиентку, которая оказалась ее внучатой снохой! Ничего себе… тут совершают паломничество по святым местам, а по факту выгоняют сноху после смерти ее мужа… С тремя детьми. Я ей сама писала заявление о вселении.
…«У меня онкология. Можно найти закон, по которому нас якобы лечат бесплатно? А то за химию у меня попросили деньги. Хотя взяли подпись в журнале, что она бесплатна. При абсолютно одинаковом диагнозе у врачей разный подход… Там всё за деньги. Начиная от хирурга до санитарки, которая даже судно бесплатно не подаст…»
…«Знаете, я купил лекарство, но оно не помогло. Оказалось подделкой, я ещё удивился его низкой цене. Клюнул. Можно хоть как-то наказать аптеку? И еще, она распродаёт гуманитарную помощь. Даже маски, на которых так и написано – «Бесплатно! Продаже не подлежит!» Ну, конечно, провизоры ведь не знают китайского языка…»
Где-то в области на улицу выбросили бомжа после сложной полостной операции с кишками наружу. Я не могла в это поверить! Но перепроверила информацию. Оказалось правдой. И так поступают врачи??? И никого они не боятся — ни Бога, ни правосудия…
…«Я хочу написать жалобу на своего преподавателя вуза. Он мне делает нетактичные намёки. Староста сказал, что лучше заплатить…»
…«Мы, фермеры, приехали с жалобой из области. Почти всю продукцию у нас забирают хокимы (главы администраций – ред.) и прокуроры, нам ничего почти не остаётся. Устали от этих поборов…»
ГМО… То, чем нас кормят. Страшнее всего, детей. Мне один клиент рассказывал, что достаточно в обычную воду бросить ампулу со смесью, и ты в таком наваре! Хочешь творог, хочешь сливки, сметану, брынзу… Кто платит, тот и заказывает музыку! Любую. Честно? Не поверила. Но попробовала. Ничего не поняла. Все вкусное, свежее. Месяц простоит — не протухнет. Жаль, я об этом тогда не знала. Сама готовила все документы на эту фирму, но в них не было об этом ни слова. А они меня отблагодарили своими «деликатесами».
У моей подруги интересная манера — приходя с базара, она взвешивает мясо и другие продукты. Вот ни разу не было всё точно! Минимум 100-200 грамм обвеса на 1 кг. Рекорд был установлен на Новый год — почти килограмм при покупке 6. За пустоту она заплатила как за мясо. И ведь клянутся, что весы у них «честные».
Известный торговый комплекс «Малика», где продаётся вся бытовая техника — от холодильников до электронных игрушек. В момент намаза все в мечети, никого нет на месте. Но тем не менее, сколько там мошенников, аферистов, воров-щипачей… Сколько жалоб мне приходилось писать от обманутых потребителей…
…«Хикоят-опа, я отвез 500 шоколадок в детский дом. Каждому по 3. Или хотя бы по 2 с персоналом. Детям разделили. Одну на троих. Остальное забрал директор, мне по секрету сказали. А вы говорите, там все честно…»
Детские дома… Позорное явление для нашей страны. Узбекистан, который приютил, обогрел в самое голодное военное время более полутора миллиона человек, из которых почти 600 тысяч детей, сейчас во всех областях их открыл… Это не может не удручать. Конечно, это всё упирается в экономику — родители уехали на заработки, бросив детей, в лучшем случае, на бабушку с дедушкой, которые не могут их прокормить. Но ведь есть другие родственники, зажиточные, обеспеченные, которые могут помочь таким детям. И, наверное, это будет лучшей умрой, самым прекрасным хаджем, если взять в семью брошенного ребёнка…
Удивляет и поражает бездействие органов опеки, которые давным-давно могли поставить вопрос перед властями — не лучше ли платить родителям пособия, чем содержать детские дома? Ведь на одного ребёнка там уходит гораздо больше средств, чем у любого из нас дома. А они оттуда выходят абсолютно неприспособленными к социуму. Много ли из них становятся правильными? Никто не изучал? А дети-инвалиды? Родители получают копейки, если ребенок с ними, зато в интернатах их содержание недёшевое.
«Моему сыну стало плохо, когда я в частной клинике захотела избавить его от глистов. Побежала к врачам. Никого не было. Я в регистратуру, а мне спокойно говорят, что все в молельной комнате, и пока не кончится намаз, никто не выйдет. Я стала орать, и только после этого подошли к моему ребёнку. Еле привели его в себя. А деньги они берут немалые…»
Я, конечно, понимаю мать ребенка, но мне никак не понять медперсонал, который не боится взять смертный грех на себя, по Гиппократу – «Не навреди!» Не думаю, что это понравится и Всевышнему.
Недавно прочитала, что правоохранительными органами было зафиксировано около 200 случаев продажи детей за 3 года. На самом деле их гораздо больше, просто их «не поймали на месте преступления». В массе своей — это матери-одиночки, захотевшие скрыть «девственную» беременность, либо оба родителя, находящиеся в тяжелых материальных условиях. По данным Министерства махалли только за прошлый год покончили собой более 900 женщин, которые не смогли терпеть насилие со стороны свекровей, их домочадцев и мужей. Почему общество молчит? Так куда мы скатились? В какую эпоху?
… Еще недавно я преподавала в Центре повышения квалификации юристов, а теперь сама являюсь слушателем, так как адвокаты учатся каждые три года. В 14.00 у нас занятия в Институте судебно-медицинской экспертизы. Женщина-доцент очень интересно рассказывает о новейших методах раскрытия преступлений. Меня, как цивилиста, интересуют вопросы установления отцовства по ДНК. И тут наша лектор начинает рассказывать потрясающие вещи:
«Сейчас многие уехали на заработки, и за период отсутствия мужей, большинство жен обзавелось детьми. Естественно, у мужчин появляется желание выяснить всю подноготную. Полбеды, когда ребёнок появляется от постороннего человека, но когда твоя жена рожает от твоего брата, твоего отца или даже от мужа золовки, то, согласитесь, переварить такое просто невозможно!
Но и это ещё не так страшно. Самое вопиющее — это инцесты, кровосмешение. И опять очень близкая родня — отцы, братья, дедушки, дяди… Жертвы — в массе своей несовершеннолетние».
Я не буду на этом останавливаться подробно, поскольку самой ворошить это отвратительно и мерзко, но опять повторюсь — среди виновных немало тех, кто считает себя правоверными — и мусульманами, и христианами. После этого навряд ли захочется присоединиться к ним.
…Сразу после этого мне пришлось столкнуться с такими делами на практике, и мои гражданские дела о разводе вылились в уголовные — совращение несовершеннолетней дедом, изнасилование мальчика дядей. Уголовные дела я не вела, поэтому не знаю, чем закончились эти дела. В обоих случаях сами мужья подали на развод, так как не смогли простить огласки семейных тайн — зачем позорить такие «хорошие» семьи, выносить сор из избы? Мне пришлось писать возражения на их иски, с которыми пришли их жены, и одновременно писать заявления в прокуратуру на самых настоящих преступников.
…Год назад я подписалась на группу «НеМолчи.Уз». Тем, кто сомневается в моих страшных рассказах, советую сделать то же самое. Можно ещё и заходить на аналогичные сайты всех наших соседних регионов, чтобы самим убедиться в «процветании» домашнего насилия, педофилии, проституции всех видов начиная с детской. Если общество будет безмолвствовать, то никакие силы правоохранителей с этим никогда не справятся при всем желании. Так и будут кормить мужья жён использованными памперсами, выгонять на мороз голыми, избивать до смерти, свекрови гнобить своих снох, продавать их, женщины будут рожать детей и бросать их, как щенят, или продавать, чтобы прокормить остальных…
В пятницу ни к одной мечети не протолкнешься. В воскресенье – в церковь. Радует ли это? Нет. Ведь и в суды за алиментами, и в МИБ за ними, и к судебным исполнителям по этим же вопросам тоже не протолкнуться. Там отцы, здесь — на отцов. Бросая детей, стоят перед Всевышним, прося Его о милости и всепрощении. И как это называть? Фарисейство обыкновенное.
Количество женщин в платках растёт и растёт. Параллельно растёт и молодеет проституция. Причём, жриц любви в подобном одеянии вовсе не меньше, чем обычных. Более того, интим услуги давно предлагают молодые ребята… И этому я не могу найти объяснения.
Р.S. 4 года назад я сдала адвокатскую лицензию, так как морально устала от этой грязи. Людской поток нескончаем, одни и те же проблемы, которые тяжело решать, что в прокуратуре, что в суде, где много молодых и совершенно бездушных сотрудников. О компетентности и профессионализме лучше промолчать. Сузила круг друзей, коллег, родственников, которые тоже отличились лицемерием, алчностью, показной набожностью.
И вот что я подумала — быть может, наряду с изучением Священных Писаний нужно толковать нормы Уголовного и Семейного права прямо в школе, чтобы все до единого знали, что есть не только Суд Божий, но и суд правового государства и наказание неотвратимо? Абсолютно за всё — за рухнувшие мосты, за врачебные и судебные ошибки, коррупцию во всех сферах от родильных домов до кладбищ, спекуляцию гуманитарной помощью, продажу и растление детей, домашнее насилие, лжесвидетельство… и еще за многие деяния, которые здесь просто невозможно осветить.
Идиот, сначала накорми народ, создай условия для нормальной жизни!!! Читай классиков-марксистов!