Стать кандидатом в Президенты стало в пять раз легче

Стать кандидатом в Президенты стало в пять раз легче
На IV сессии Сената Олий Мажлиса депутаты одобрили ряд изменений, направленных на дальнейшую демократизацию избирательной системы .
 
 Поправками предлагается внести следующие дополнения:
 
В Законе «О выборах Президента Республики Узбекистан» предусматривается:
 
– уменьшение количества подписей для выдвижения кандидата на пост главы государства с 5 до 1% от общего числа избирателей. Действующее же требование по сбору не менее 5% подписей (около 1 млн) создает значительные трудности и отвлечение ресурсов в ходе избирательной кампании. Кодекс надлежащей практики в избирательных вопросах Венецианской комиссии ЕС рекомендует, что «закон не должен требовать сбора более 1% подписей от общего количества избирателей». Принятие данной нормы позволит сократить количество необходимых подписей до 200 тыс.;
 
– введение запрета на предвыборную агитацию за день до выборов (день тишины). «День тишины» вводится в целях предоставления избирателям дополнительного времени, необходимого для определения своих взглядов, политических предпочтений и принятия ими осознанного решения по вопросу о том, за кого и какую политическую партию голосовать конкретно. Одновременно это также позволит исключить возможность различных злоупотреблений, нарушений накануне голосования;
 
– конкретизация вопросов предвыборной агитации – виды (распространение информации о кандидате, его предвыборной программе), формы (публичные дебаты, пресс-конференции, выступления, собрания избирателей, размещение роликов о кандидате) и методы агитации (через СМИ, путем распространения печатных агитационных материалов, проведения встреч с избирателями);
 
– возможность проведения голосования в местах содержания под стражей лицами, в отношении которых не вынесены приговоры судов. Возможность открытия избирательных участков в местах содержания под стражей введена в законы «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» и «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» от 19.12.2012 г. Подобная практика успешно апробирована во время выборов в Законодательную палату, а также в соответствии с постановлением ЦИК – во время Президентских выборов 2015 года;
 
– раскрытие порядка досрочного голосования (начинается за 10 дней и заканчивается за день до выборов на основании письменного заявления граждан с указанием конкретной причины).
 
В Законе «О Кабинете Министров Республики Узбекистан» предусматривается, что сложение полномочий Правительства перед вновь избранным парламентом осуществляется путем подачи Премьер-министром письменного обращения в палаты Олий Мажлиса в день проведения первого заседания вновь сформированного Сената.
 
В Законе «О выборах в Олий Мажлис Республики Узбекистан» закрепляется сложившаяся практика выдачи мандатов наблюдателям от иностранных государств и международных организаций со стороны ЦИК.
 
В Законе «О выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов» закрепляется, что методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий по выборам в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов осуществляется ЦИК.
 
В Законе «О Центральной избирательной комиссии»:
 
– предусматривается исключение полномочия ЦИК по установлению порядка использования денежных средств, распределенных политическим партиям;
 
– уточняется, что постановления ЦИК вступают в силу с момента их принятия и публикуются в тот же день на веб-сайте ЦИК, а также, при необходимости в других источниках.
 
В Законе «Об усилении роли политических партий в обновлении и дальнейшей демократизации государственного управления и модернизации страны» устанавливается, что кандидатура Премьер-министра предлагается руководителю страны органом политической партии (Политсоветом), уполномоченным ее уставом, не позднее двухнедельного срока со дня опубликования в печати сообщения ЦИК об итогах выборов в Законодательную палату. Впервые процедура внесения политпартией предложения по кандидатуре Премьер-министра апробирована после парламентских выборов 2014 года. При этом кандидатура Премьер-министра была предложена руководящим органом партии в период между съездами (Политсовет УзЛиДеП) на девятый день после официального опубликования в СМИ сообщения ЦИК об итогах выборов в Законодательную палату парламента.
 
Немаловажно, что такой актуальный Закон в случае его принятия в предлагаемом формате не потребует привлечения дополнительных затрат бюджетных средств, сообщает Норма.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.