Судьба партии «Эрк»: быть ли реальной оппозиции в Узбекистане
Издание «Фергана» опубликовало интервью генерального секретаря оппозиционной партии «Эрк» Отаназара Орипова, который во главе группы членов партии 10 января 2020 года побывал на приеме министра юстиции Узбекистана Русланбека Давлетова. Приводим выдержки из этого интервью, которое дает пищу для размышлений о позиции Узбекистана по отношению к возможности допуска оппозиционных партий к участию в политической жизни страны.
В ответ на вопрос журналиста о том, почему активисты решили добиваться признания партии именно сейчас, Орипов ответил:
«Чтобы участвовать в политической жизни республики и в дальнейшем — в выборах президента (следующие плановые выборы должны пройти в декабре 2021 года). И, — что для нас очень важно, — чтобы председатель партии Мухаммад Салих вернулся домой».
По словам Орипова, Салиха «сперва надо реабилитировать» и что «без гарантий неприкосновенности он, конечно, не вернется». Мухамад Салих после взрывов в Ташкенте в феврале 1999 года был обвинен в соучастии в подготовке заговора и был заочно приговорен к 15 годам лишения свободы.
Отаназар Орипов также признал, что визит представителей партии к министру юстиции был инициирован Мухаммадом Салихом.
«Текст заявления мы писали вместе. Это произошло после того, как председатель Центральной избирательной комиссии Мирзо-Улугбек Абдусаломов сказал, что «Эрк» и «Бирлик» могут вернуться в страну, участвовать в выборах, и для этого никаких препятствий нет. А потом и президент вроде бы тоже сказал подобное», — говорит Орипов.
По данным Отаназара Орипова, за 25 лет партия провела пять съездов, последний из который прошел в 2003 году. Отаназаров также отметил, что с членами другой оппозиционной партии «Бирлик» отношения поддерживаются, «а с ее председателем — Абдурахимом Пулатовым, проживающим в США, — у нас отношения не очень».
Отвечая на вопрос журналиста «Ферганы» о том, какие планы у партии после визита в Минюст, Отаназар Орипов отметил: «Наше заявление по регламенту должны рассмотреть в течение месяца и дать письменный ответ. В зависимости от этого ответа мы и будем действовать дальше».
Ранее министр юстиции Русланбек Давлетов отметил, что «на территории Узбекистана партии с названием «Эрк» не существует, и для возобновления ее деятельности нет правовых основ».
Следует заметить, что между словами председателя Центрального избиркома и словами министра юстиции есть принципиальная разница. По одной – Узбекистан готов позволить партии «Эрк» участвовать в политической жизни, и, даже на выборах, по другой – такой партии нет, и, скорее всего – не будет.
Комментарии