«Путешествуйте по Узбекистану» — российские туристы выбирают Узбекистан

Фото: Anhor.uz

В Узбекистане активно развивается туризм. «Стратегия развития нового Узбекистана на 2022-2026 годы» предполагает, что в рамках реализации программы «Путешествуйте по Узбекистану» число местных туристов вырастет до 12 млн, а зарубежных – до 9 млн человек. В 2023 году в Узбекистане  ожидается прибытие около 1 млн туристов из России, в прошлом году их было более 560 тыс. человек. Большой потенциал сферы туризма в отношениях двух стран отметил и премьер-министр Узбекистана Абдулла Арипов на встрече с российским коллегой Михаилом Мишустиным в декабре 2022 года.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев на совещании по вопросам туризма в 2022 году заявил, что «наличие исторических памятников и достопримечательностей является недостаточным для привлечения туристов, необходимы отели, музеи, транспорт, дороги, точки питания и качественный сервис».

Фото: Anhor.uz

В 2022 году государство направило 29,4 млрд сумов на благоустройство объектов культурного наследия – 117,3 млрд сумов, на поддержку музеев – 43 млрд сумов, учебных заведений по туризму – 73,1 млрд сумов. Тогда заместитель премьер-министра Узбекистана Азиз Абдухакимов отметил, что для внутренних туристов планируется введение ряда льгот – например, при покупке туристических путевок внутри республики возможна скидка до 50%.

Азиз Абдухакимов и вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко в 2023 году подписали план увеличения турпотока. Документ подразумевает создание новых маршрутов по разным направлениям – экстремальный, фестивальный, медицинский, гастрономический туризм, а также проведение Года туризма России и Узбекистана и запуск трансграничного туристического маршрута «Великий Шёлковый путь».

Ростуризм (в конце 2022 года функции ведомства переданы Министерству экономического развития РФ) в 2022 году поощрял операторов, которым удалось наладить сотрудничество с узбекской стороной и создать нешаблонные предложения, интересные путешественникам – причем как для длительного отпуска, так и для поездки на выходные.

Фото: Anhor.uz

Из-за санкционного давления туристическая отрасль России сильно изменилась – стали востребованы нестандартные для многих жителей страны направления, особенно в ближайшие страны СНГ. Узбекистан востребован у российских туристов благодаря быстрому налаживанию прямого авиасообщения после снятия коронавирусных ограничений, а также тому, что в стране принимают российские платежные карты «МИР».

Директор Ассоциации малых туристских городов Константин Анучин так охарактеризовал новое для россиян туристическое направление: «Узбекистан у россиян будет только набирать обороты популярности, потому что сейчас альтернатив не так много. Особенно это хорошее место для отдыха в межсезонье – осенью и весной много солнечных дней.

Среди «визитных карточек», в том числе и для российского туриста, Самарканд и Бухара, но есть и Хива – город с историей в несколько тысяч лет. У россиян в Узбекистане пользуется популярностью, в основном, экскурсионный туризм. В стране сильная отельная база: ведь все, кто находятся на Великом Шёлковом пути, умеют принимать гостей. Из нового – открываются, например, винодельни для гастротуризма, появился юртовый лагерь «Айдар» для этнотуризма, курорт Rano Eco Village для экотуризма».

Развитие туристической инфраструктуры

В туристическая инфраструктуре Узбекистана появляются глэмпинги для пар, которые хотят любоваться природой, игровые парки для семейного отдыха. Развивается и транспортная система, соединяющая регионы Узбекистана, – не только в целях туризма, но и для жителей страны. В прошлом году начались масштабные работы по капитальному ремонту на участке железной дороги «Салар – Чирчик – Ходжикент», где идет замена инвентарных рельсов на сварные рельсовые плети. Чтобы создать комфортабельные условия для пассажиров пригородного сообщения, были реконструированы остановочные пункты, а также проведен ремонт мостов и замена водопропускных труб.

Фото: Anhor.uz

Конечно, необходимо развивать общую железнодорожную связанность Ташкента с пригородами, в том числе отдаленными: большинство туристов прилетает в столицу, и отсюда планирует свои маршруты. Тем более, в регионе есть условия для экологического, сельского и горного туризма, например, катание на лыжах, сноуборде, велосипедах. Множество санаториев, пансионатов и детских лагерей находится как раз в районе Ходжикента, который расположен в двух часах езды на поезде от столицы – у Чарвакского водохранилища. Неслучайно это направление пользуется популярностью и в выходные дни, а летом на автомобильных дорогах возникает много заторов. Возможно, запуск скоростного электропоезда немного облегчит ситуацию на автомобильных дорогах.

Тренд на железнодорожный туризм отмечают и эксперты: «В железнодорожном туризме заложен мультипликативный эффект, который способен стимулировать развитие внутреннего туризма. Огромное значение железнодорожный туризм имеет и для стабильного развития регионов. Помимо создания самого туристского маршрута будет развиваться дорожная инфраструктура, как основа для развития экономики на местах. Формирование логистически правильного, продуманного по сезонам года событийного календаря даст толчок развитию регионов и обеспечит круглогодичный приток железнодорожных туристов.

Важно отметить, транспорт должен быть современным и комфортным. Скорость, видовые окна, биотуалеты, сервис внутри состава это атрибуты современных поездов. Плюс гибкость цен. Сезонность в ценах, хорошо настроенные опции онлайн-покупок, скидки, приложения, которые прокладывают путь туриста задолго до его физического прибытия в страну», — рассказывает Михаил Шамшидов, международный эксперт по развитию туризма, сооснователь Samarkand Tourism Forum и автор каналов «Туризмолог» в Telegram и YouTube.

Обновление подвижного состава станет важной составляющей развития туризма. В этой сфере интересен технологический и туристический опыт СНГ.

Фото: Anhor.uz

Азиз Абдухакимов заявил, что перспективы развития туристических локаций Узбекистана велики: «Интересных мест в республике, помимо излюбленных Самарканда, Бухары и Хивы, на самом деле очень много, но из-за отсутствия необходимой инфраструктуры эти территории не были доступны широкому кругу наших гостей. С появлением гостиниц, развитием транспортного сообщения регионы постепенно начинают реализовывать свой туристический потенциал». Действительно, сейчас как никогда, у отрасли есть возможность «выстрелить». И только грамотное использование, и внедрение новой инфраструктуры, в том числе транспортной, позволит выйти на новый уровень в сфере гостеприимства.

Как отметил в рамках прошедшего в декабре российско-узбекского бизнес-форума премьер-министр России Михаил Мишустин: «Важно сохранить положительные тенденции. Для этого – запускать новые перспективные проекты прямой промышленной кооперации, в том числе в сфере машиностроения, фармацевтики, транспортной инфраструктуры, сельского хозяйства. Расширение логистических схем, формирование и совершенствование транзитных транспортных коридоров внесёт значимый вклад в модернизацию отраслей экономики и, конечно, что естественно, повысит конкурентоспособность бизнеса».

А повысить эффективность развития туризма позволит использование опыта экономических партнеров, у которых есть качественное железнодорожное сообщение, например, России. Тем более что совместные проекты уже запланированы в рамках Декларации о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Узбекистаном и РФ, которую в сентябре 2022 года подписали Шавкат Мирзиёев и Владимир Путин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.