«Знаете ли вы узбекское кино?» Темы и жанры в современном узбекском кино

Для того, чтобы познакомить читателей Anhor.uz с кинограмотностью, ее местом в пространстве медийно-информационной грамотности, рассказываем о темах и жанрах узбекского кино. Наш собеседник – режиссер, актер Дилмурод Масаидов, имеющий 16-летний опыт работы в сфере кино и собственную школу, главный режиссёр киностудии ДилШох. Добро пожаловать!

Дилмурод Масаидов – режиссёр, который стал хорошо известен зрителю благодаря своим историко-художественным фильмам, таким как «Геолог», «Аёл кисмати», «Қўқон шамоли» (Ветер Коканда) и многосерийному телесериалу «Судья».

Б.Каримов: Дилмурод ака, как Вы считаете, насколько соответствуют друг другу темы и жанры в современном узбекском кино?

Д.Масаидов: По соответствию тем скажу следующее. В музыке, а точнее в мире существует всего семь нот. Комбинация этих, всего семи нот, может порождать прекрасную музыку. Что касается фильмов и видеопродукции, то, похоже, увеличивается количество произведений с очень похожим и повторяющимся сюжетом, особенно на телеканалах. На мой взгляд, увеличилось число сериалов и фильмов, похожих на работы турецких, корейских и индийских кинематографистов, которые стали источников вдохновения наших режиссеров. Но я не могу ответить за всех. Но разнообразие творчества и тематики создается и самим творческим работником. Конечно, создатель фильма хочет показать, что ему интересно, что ему нравится или где он обнаружил отрицательную сторону. Это оказывает влияние на его творчество. Я не думаю, что есть недостаток разнообразия, в наших нынешних кинопроизводствах его достаточно. Потому что сегодняшние молодые художники пытаются проверить свои способности даже в мистическом жанре. Безусловно, это процесс, которым можно гордиться, и у него есть свои поклонники. У нас наиболее распространены романтические фильмы и сериалы. Если посмотреть на медиапродукцию, созданную в последние годы, то, на мой взгляд, не все достойно внимания. Впрочем, наши зрителям даже это смотрят с интересом.

Я думаю, что у нас очень маленькая часть зрителей, которые высказывают свое мнение, оставляют комментарии об увиденном. Конечно, они есть, но их очень мало. Даже когда они оставляют мнение, они, как бы стесняются оставлять вдумчивые, критические, аналитические мысли. По ответам аудитории на вопрос, к примеру о темах, по ответам типа «ДА» или «НЕТ», «Понравилось» и «Не понравилось» сложно сделать правильные выводы. Потому что кому-то нравятся бытовые картины, а кому-то исторические и художественные произведения.

Дилмурод Масаидовнинг шахсий фото архивидан

Б.Каримов: Спасибо! В целом узбекские кинематографисты снимают документальные, развлекательные, историко-художественные фильмы различных направлений, тематик и жанров. Каковы основные темы, которые интересны нашим создателям кино и что требуется сегодня обществу?

Д.Масаидов: Вы знаете, если говорить о моем творчестве, то очень сложно сказать заранее, какой темой займусь. Потому что это творчество. Вот мой фильм «Аёл қисмати» социальная драма, в фильмах «Қўқон шамоли», «Геолог» мы перенеслись в недавнее прошлое. Это тоже некое приключение. Его смело можно назвать приключенческим фильмом в драматическом жанре. Если рассмотреть мировой кинематограф, то романтических фильмов и произведений очень много. Есть много фильмов о любви и конфликтах, которые она порождает. Я думаю, что это относится и к нам. Однако, если обратить внимание на нынешнее состояние узбекского кино, то до уровня такой романтики мы еще не поднялись. Можно смело сказать, что последние 5 лет часто затрагиваются исторические темы. Я считаю это направление очень нужным и злободневным. В середине 20-25 годов мы не думали об исторических фильмах, и не было творений на эти темы. На мой взгляд, сегодня создаются «продуктивные» креативные продукты. Зрители также принимают их хорошо.

Б.Каримов: Дилмурод ака, вы говорите, исходя из своей деятельности. Однако, в Узбекистане работает много режиссеров. У каждого свое направление. Кого из своих коллег вы можете назвать режиссерами, которые снимают фильмы в темах и жанрах, привлекающих больше зрителей?

Д.Масаидов. У нас много режиссеров, у которых есть поклонники. Среди них  заслуженный работник культуры Узбекистана Зульфикор Мусаков. Если говорят, что фильм снял Мусаков, зрители идут на него с удовольствием. В героев фильмов Мусакова успевают даже «влюбиться». Джахонгир Касымов известен по картине «Шайтанат» и видеофильму «Чангак». Правда, они его могли и не видеть лично, но есть аудитория его творений, они ценят его творчество. Можно упомянуть Ёлкина Тойчиева, Аюба Шахобиддинова, Джахангира Ахмедова — их сейчас много, у нас мало времени, чтобы перечислить их всех. В каждом из их произведений есть отражение характера народа. Зрители, которые любят узбекское кино и творчество Рустама Саъдиева сами перечислят такие его фильмы, как «Испытания любовью», «Барон», «Предатель» и другие фильмы. Есть много режиссеров, которые снимают любимые народом фильмы.

Фото: Anhor.uz

Б.Каримов: Понятие «Киноискусство Центральной Азии» существовало раньше и существует до сих пор. На нынешнем этапе это понятие несколько оживилось и стало заметным. Много историко-художественных, развлекательных и документальных фильмов. Каковы достижения и недостатки узбекского кино по сравнению с фильмами соседних стран?

Д.Масаидов: Конечно,сравнение  необходимо. Фильмы Средней Азии, Центральной Азии, Узбекистана и соседних стран имеют свои уникальные, продвинутые аспекты. В некоторых темах они слабы. Надо признать, что в Средней Азии фильмы казахстанских кинематографистов несколько опережают остальные республики по бюджету, технике, обмену актерами, привлечению артистов из-за рубежа. Это не значит, что узбекское кино отстает. Работа, проделанная за последние годы, свидетельствует о большом прогрессе узбекского киноискусства. Если смотреть с мировой арены, узбекское кино доказывает, что имеет свой голос и место не только в Центральной Азии, но и на мировой арене. В Центральной Азии хорошо налажено сотрудничество в области киноискусства. Здесь с успехом демонстрируют фильмы соседних стран, а наши творения демонстрируют в их больших кинотеатрах. Узбекские, таджикские, казахские, киргизские и туркменские молодые художники знают друг друга. Постепенно формируется сотрудничество среди нашей молодежи. Мы знаем наших соседей, и у нас есть фильмы, которые были сняты в прошлом и стали классикой. Это такие шедевры, как «Рустами Сухроб», «Чингиз Айтматов», «Невеста», «Бунт невесток». Хотим мы или нет, но мы вспоминаем эти фильмы. Удивительно, что современные фильмы не могут проникнуть в наше воображение. Это признак того, что кинематографисты сильно отстают. Потому что мы должны жить не только прошлым, но и стремлением к будущему. Полезно знать, о чем думает молодежь наших соседей и о чем они хотят снять кино. Если бы мы были заинтересованы и знали их мысли, началось бы взаимное сотрудничество. Они могут позвать наших молодых актеров, а мы можем позвать их создателей.

В рамках сотрудничества между узбекско-таджикскими странами в историческим фильмом «Созвездие – Джами и Навои»  я режиссер с узбекской стороны, а с таджикской стороны работает опытный режиссёр Файзулло Файзов.

Если меня спросят, то теперь я легко могу рассказать о рабочих процессах в таджикском кино, о фильмах, снятых за последние 10 лет. Причиной этого фильм, снимаемый в рамках этого сотрудничества. Всякий раз, когда я приезжаю в Таджикистан, я прошу их показать мне современные таджикские фильмы и изучаю их творческие процессы.

У меня появился интерес к изучению исполнительского мастерства их актеров, режиссерского мастерства. Теперь, когда я работаю с ними, мне пришлось изучать их работы. Так не должно быть на самом деле, если бы все интересовались и изучали работу своих коллег-соседей, рост, развитие и сотрудничество было бы продуктивней. Конечно, где есть работа, там будут проблемы и недостатки. Без этого никак. Например, отсутствие сильной драматургии. Что касается достижений, то каждый может сам увидеть, где мы выигрываем, а где проигрываем. Это мой взгляд и мнение. Я знаю, что у других есть свое мнение.

Б. Каримов: Дилмурод ака, спасибо за информацию. В некоторых случаях актер, исполняющий роль в фильме, оказывается также сценаристом, режиссером и продюсером в одном лице. Связан ли этот процесс с нехваткой сценаристов, режиссеров или продюсеров в узбекском кинематографе или есть другие факторы?

Д.Масаидов: Ни то, ни другое. Нравится нам это или нет, но мы входим в мировое кино. Из того, что вы только что сказали, скажем, зарубежные фильмы, Голливуд или Болливуд, например. В каждом фильме, который играет Шахрух Хан, либо его жена, либо он сам является продюсером. За исключением некоторых. Если он не пригласит других продюсеров для успешного производства фильма, то ограничится только “своими”. На самом деле, на мой взгляд, термин «продюсер» даже не дает статуса. Тем не менее, мы следуем закону и правилам. Вот и все. Актерская игра — это тоже естественный процесс. Потому что такие фильмы имеют успех. В этом процессе он может быть автором тысячи сценариев, режиссером, продюсером, и если среди ролей найдет подходящую роль, то легко ее исполнит. Если он действительно соответствует этому образу. Что касается некоторых киностудий, то иногда трудно найти режиссера и квалифицированного художника. Тогда он будет вынужден руководить и действовать сам. Это не связано с отсутствием хорошего сценариста, режиссера или актера, а должно восприниматься как простой творческий процесс. Ведь зритель не знает, что за процессы идут за кадром.

Б.Каримов: Актеры и режиссеры обязательно стараются получить «Оскар». Когда я с интересом наблюдаю за этими процессами награждения, я говорю: «А как насчет того, чтобы и наши получили?» У нас есть много популярных фильмов, которые легко могут конкурировать на международных аренах. По какой-то причине они не появляются на этой престижной церемонии. Также за прошедшее время картина «2000 песен Фариды» была утверждена комиссией на участие в «Оскаре». Какие аспекты этого фильма, темы и жанра были понравились комиссии по рекомендации фильмов на награждение. Почему именно этот фильм?

Д.Масаидов: Согласно требованиям приемной комиссии, премьера фильма, который идет на «Оскар», должна состояться в своей стране и он должен быть в прокате одну неделю. После этого он должен быть снят с проката, то есть с показов, и эти процессы должны быть оформлены в документах представляющей комиссии. В то время «2000 песен Фариды» был фильмом отвечающим именно таким требованиям. Это раз, и во-вторых, в то время именно этот фильм сочли достойным “Оскара”. Поедет ли фильм «2000 песен Фариды», будет участвовать или нет — это уже желание организаторов. Кино — это тоже политика. Оно достигло уровня политики не только у нас, но и во всем мире. Как в Голливуде, так и в Болливуде мы видим, что развлечения и досуг приняли политическию окраску. За кинематографическими проектами и ​​конкурсами всегда присутствует политика.

Лично у меня в последние 5 лет нет сильного желания посещать Оскар. Фестивали идут своим чередом, важно не то, кто лучший, а зрительская аудитория работы. Например, если фильм, который вы сняли, имеет успех, есть вероятность, что вы займете какое-то место. Я сам ездил на другие фестивали, принимал участие и занимал места, я был счастлив. Но это всего лишь мимолетная радость, вы снова остаетесь со своим кино и любимой публикой. Но нет ничего хуже, если ты участвуешь в фестивале, занимаешь места, но твой фильм вызывает отвращение зрителя.

Дилмурод Масаидовнинг шахсий фото архивидан

Б.Каримов: Хочу задать еще один вопрос. Цель проекта — повышение «Медиаграмотности». Продвигать грамотность и кинозрителя. Мы живем в эпоху Интернета. Каждый день мы становимся свидетелями распространения через сети различной ложной информации и обмана. Немало людей становятся жертвами обмана. Есть ли интерес продвигать это направление в киноискусстве?

Д.Масаидов: В наших фильмах показывают иногда отсутствие интереса к книгам. Чтению в настоящее время придается большое значение. По сути, фильм охватывает все темы и направления, что побуждает зрителя сделать нужный вывод. В настоящее время культура чтения книг у нашего народа снижается, в результате — исчезает не только его базовая грамотность, но и медийно-информационная грамотность. Я думаю, что этим вопросам будет уделено серьезное внимание в фильмах, которые выйдут в ближайшие годы. Если мы будем читать и анализировать больше художественных, научных и популярных произведений, мы сможем развить свое личное мировоззрение. Например, среди современных медиапродуктов важное место занимает кино. Вот почему я считаю, что человек должен уметь заниматься самовоспитанием.

Б.Каримов: Спасибо за содержательную беседу, Дилмурод ака. Уважаемые читатели, проект  «Знаете ли вы узбекское кино?» продолжится. Мы постараемся предоставить ещё более интересную информацию в наших будущих встречах.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.