Визит президента Узбекистана в Россию сулит сторонам стабильное и надежное партнерство

Визит президента Узбекистана в Россию сулит сторонам стабильное и надежное партнерство

Визит президента Узбекистана Шавката Мирзиеева в РФ не принесет сюрпризов для отношений двух стран, быстрого движения Ташкента навстречу Москве не ожидается, считают эксперты.
 
Пресс-служба Кремля сообщила, что Мирзиеев 4-5 апреля впервые посетит Россию с государственным визитом. Отмечалось, что «в ходе переговоров на высшем уровне 5 апреля будут обсуждены ключевые вопросы двусторонних отношений и намечены меры по дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества в политической, торгово-экономической, культурно-гуманитарной и научной областях», а также «состоится обмен мнениями по ряду актуальных международных и региональных проблем».
 
Государственный визит — это высшая категория официальных поездок представителей зарубежных стран в РФ. Осуществляется на уровне глав государств и в большинстве случаев наносится только один раз за время их пребывания в должности.
 
Как раньше
Мирзиеев далеко не новичок в политической жизни Узбекистана – только на посту премьер-министра, с которого он и ушел в президенты, политик пробыл 13 лет. Но известно о нем было немногое: технократ и хозяйственник, нередко применяющий методы жесткого административного воздействия для достижения результата.
 
Впрочем, долго ждать обозначения внешнеполитического курса Ташкента не пришлось и сенсаций не случилось. Уже в сентябре в ходе встреч с президентом РФ Владимиром Путиным и премьером Дмитрием Медведевым, которые прибыли на траурные мероприятия после смерти Каримова, Мирзиеев заверил, что, во всяком случае, на российском направлении все останется по-прежнему. Он тогда отметил, что для Узбекистана отношения с Россией «были, есть и будут стратегическим партнерством, союзничеством».
 
Эксперты считают, что и в ходе визита Мирзиеева в Москву сюрпризов не будет. «Мирзиеев дал понять, что основным моментам, стратегическим моментам политики Каримова он будет следовать… Поэтому, можно надеяться на более стабильные отношения между Россией и Узбекистаном», — отметил в беседе с РИА Новости директор Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев.
 
Однако, по его мнению, Ташкент по-прежнему аккуратно будет избегать участия в интеграционных объединениях, продвигаемых российской стороной. Речь идет об ОДКБ и ЕАЭС. «Быстрого продвижения, превращения Узбекистана в стратегического партнера на уровне Казахстана ожидать не приходится. Здесь, на мой взгляд, не нужно строить каких-то излишних надежд», — считает эксперт.
 
С ним согласен и глава Евразийского аналитического клуба, эксперт Российского совета по международным делам Никита Мендкович.
«В ближайшее время я не жду каких-то радикальных перемен в политике Узбекистана, поскольку на уровне стратегических направлений действующий президент продолжает проводить старую политику. То есть, он сохраняет определённый уровень отношений с Россией, он вряд ли полностью откажется от связей со странами дальнего зарубежья», — сказал он РИА Новости.
 
«Думаю, что в рамках действующего визита в Россию, скорее всего, президент Узбекистана постарается продемонстрировать намерения сохранять определенный уровень отношений с Москвой и желание сохранить ряд существующих видов сотрудничества в сфере экономики и безопасности», — добавил Мендкович.
 
Ценный партнер по борьбе с терроризмом 
О чем же можно договариваться с партнером, который с одной стороны заверяет в дружбе, а с другой – на более тесную интеграцию не идет? По мнению экспертов, не в последнюю очередь – о вопросах безопасности.
 
«В сфере стратегической Узбекистан очень ценный партнер, поскольку занимает центральное положение в Центральной Азии. Там сейчас очень много вызовов и угроз, связанных с тяжелой ситуацией как в Афганистане, так и на Ближнем Востоке», — указал Казанцев.
 
«Узбекские власти на протяжении десятилетий ведут активную борьбу с экстремизмом на своей собственной территории, чем способствуют стабилизации региона, держат границу с Афганистаном. В этом плане Узбекистан – партнер в обеспечении стабильности и безопасности, прежде всего, в борьбе с международным терроризмом и религиозным экстремизмом», — отметил он.
 
Мендкович также считает, что, если говорить о точках соприкосновения, прежде всего, речь идет о вопросах безопасности.
 
«До тех пор пока нам не удалось нейтрализовать афганскую угрозу, угрозу экстремизма и терроризма с территории Афганистана, необходимо тесное сотрудничество всех стран Центральной Азии, граничащих с Афганистаном. В их число, естественно, входит и Узбекистан. Здесь нужна и координация и диалог, какие-то возможно совместные меры по защите границ» — указал он.
 
Экономический реализм
Несомненно, будут обсуждаться в ходе поездки Мирзиеева в Москву и вопросы экономики. Ожидается, что по итогам визита планируется подписание пакета межправительственных, межведомственных и коммерческих документов. О каких-то очень крупных суммах, наверное, говорить не приходится.
 
«Здесь нужно проявить определенный реализм, поскольку каких-то масштабных проектов сотрудничества ожидать не приходится. Это (Узбекистан – ред.) не очень богатая страна», — подчеркнул Казанцев.
 
И все же Узбекистан заявляет о намерении существенно расширить товарооборот с Россией, который по итогам 2016 года сократился на 5% по сравнению с 2015 годом — до 4,2 миллиарда долларов. Вице-премьер Узбекистана Рустам Азимов, в частности, говорил, что узбекские предприятия могут существенно расширить поставки в РФ легковых и грузовых автомобилей, автобусов, химической и нефтехимической продукции, текстильной и кожевенно-обувной продукции, электрического и механического оборудования, бытовой техники, кабельно-проводниковой продукции, строительных материалов.
 
По его словам, Узбекистан, со своей стороны, готов закупать у России продукцию производственно-технического назначения, в том числе, нефть, металлопрокат и трубы, древесину, лес, лесоматериалы, различное механическое и электрическое оборудование, химическую продукцию, бумажные изделия, фармацевтические препараты, специальные транспортные средства и многое другое.
 
В свою очередь, пресс-служба правительства РФ ранее сообщала, что Узбекистан входит в число основных торгово-экономических партнеров России на пространстве СНГ. «РФ с долей в 17,2% узбекского внешнеторгового оборота по итогам 2016 года занимает второе место среди всех торговых партнеров Узбекистана. Несмотря на неблагоприятную внешнюю конъюнктуру, в 2016 году удалось сохранить физические объемы двусторонней торговли, а по целому ряду отраслей обеспечить их значительный рост», — отмечалось в сообщении.
 
Активно взаимодействуют две страны и в сфере энергетики. Пресс-службы кабмина РФ сообщала, например, что «ЛУКОЙЛ» с совокупным объемом инвестиций в 5 миллиардов долларов является крупнейшим иностранным инвестором в Узбекистане.
 
Кроме этого, другая российская компания — «Газпром» — недавно договорилась с Ташкентом впервые подписать пятилетний контракт на закупку природного газа из Узбекистана. Ранее сообщалось, что «Газпром» планирует в 2017 году закупить в Узбекистане 5 миллиардов кубометров природного газа против 6,2 миллиарда кубометров по итогам 2016 года.
 
В рамках еще одного проекта Gas Project Development Central Asia (дочерняя структура Gazprom International) и Узбекнефтегаз планируют начать добычу газа на месторождениях на Устюрте. Проект предусматривает создание в течение ближайших 10 лет мощностей по добыче 1,5 миллиарда кубометров газа и 76 тысяч тонн конденсата. Объем инвестиций может составить 700 миллионов долларов.

Источник: РИА Новости

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.