Между мэтром национальной эстрады Ш. Джураевым и исполнителем, выступающим под псевдонимом Sanjay, возник спор, который закончился применением административного штрафа за нарушение авторских прав.

Исполнение каверов продолжает набирать популярность, и пора разобраться, насколько претензии первоначальных авторов и исполнителей обоснованы с точки зрения закона.

Кавер – новое исполнение музыкального произведения, которое уже существует в виде фонограммы или аудиозаписи.

Песня – музыкальное произведение, состоящее из текста, музыки и аранжировки. После записи на студии она становится одновременно фонограммой и исполнением. Звукозаписывающая студия фиксирует исполнение и приобретает права на фонограмму. Исполнитель также получает права, поэтому каждый раз при публичном выступлении имеет право на получение вознаграждения.

Музыкальное произведение является объектом авторских прав согласно статье 5 закона Республики Узбекистан «Об авторском праве и смежных правах». В соответствии с законом автору принадлежат исключительные права на использование своего произведения в любой форме и любым способом. И любое иное лицо вправе использовать произведение только по разрешению, как правило письменному, с автором или правообладателем.

Теперь по порядку. На одно музыкальное произведение могут иметь права:

  • автор текста музыкального произведения – лицо, творческим трудом которого создан текст песни. Если авторов несколько, они выступают соавторами;
  • автор музыки (композитор) – лицо, творческим трудом которого создана музыка, написаны ноты. Если музыку и текст создают разные лица, то авторские права возникают у двух лиц, и они выступают соавторами;
  • исполнитель и музыкант – лица, творческим трудом которых исполняется песня, обладатели смежных прав на исполнение песни;
  • изготовитель фонограммы – юридическое лицо, которое организует запись песни с помощью технических средств, становясь правообладателем смежных прав на запись (фонограмму) песни.
Наряду с правами национальных авторов в Узбекистане охраняются авторские и смежные права иностранных авторов. С 2005 года наша страна является членом Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 1886 года. Так, любому произведению, созданному в стране-участнице конвенции, должен обеспечиваться тот же уровень охраны, который есть у произведений национальных авторов.

В 2019 году Узбекистан присоединился к конвенции и договорам в области охраны авторских и смежных прав:

  • Женевская конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства фонограмм от 1966 года;
  • Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности об авторском праве от 1996 года;
  • Договор Всемирной организации интеллектуальной собственности по исполнениям и фонограммам от 1996 года.
С точки зрения Закона Республики Узбекистан “Об авторском праве и смежных правах”, кавер – это переработка музыкального произведения и создание на его основе нового исполнения.

Перед созданием кавера на музыкальное произведение следует определить круг правообладателей и получить письменное согласие на его переработку. Во многих случаях, первоначальные исполнители могут быть также автором слов и автором музыки. Если новое исполнение сделало оригинальную версию песни популярнее и вывело на новый творческий уровень – это не является аргументом для свободного использования с точки зрения закона.

Для использования и переработки чужого произведения необходимо получить разрешение автора (автора текста и автора музыки) и оплатить авторское вознаграждение.
Песни и фонограммы, срок охраны которых уже истек, являются общественным достоянием и могут перерабатываться в кавер. Тогда новая версия приобретает охрану в виде отдельного исполнения и фонограммы.

Без разрешения авторов кавер можно исполнять только в кругу семьи и друзей. Исполнение в публичных местах, ресторанах, парках, офисах требует разрешения. Свободное исполнение каверов допускается при проведении официальных и религиозных церемоний.

Необходимо понимать, что авторское право действует в течение всей жизни автора и еще 50 лет после его смерти. Таким образом, большинство песен, написанных и исполненных 50 лет назад, еще могут охраняться. В случае смерти автора, его имущественные права переходят к наследникам и разрешение нужно получать у них.

Во многих странах, законодательством предусматривается возможность переработки музыкальных произведений в кавер, без предварительного согласия автора, но с условием обязательной уплаты авторского вознаграждения.
 
В США законодательством предусматривается возможность переработки музыкальных произведений в кавер без предварительного согласия автора, но с условием обязательной уплаты авторского вознаграждения.
 
Вознаграждение уплачивается лейблам или авторским обществам, которым авторские и смежные права переданы на управление. 
 
Музыкальный лейбл – звукозаписывающая компания, занимающаяся производством, распространением и продвижением музыки. На мировом музыкальном рынке доминирующими являются три основных звукозаписывающих лейбла. Эти компании контролируют большую часть мирового музыкального рынка – Universal Music Group, Sony Music Entertainment, Warner Music Group.
 
Законом установлен порядок получения разрешения, но спорные ситуации продолжают возникать.

Прежде всего в обществе и творческой среде отсутствует культура уважения авторских прав и чужого творческого труда. Это и приводит к нарушениям. Для авторов зачастую важно не получение вознаграждения, а уважение к творческому труду и авторским правам.

Добросовестные исполнители зачастую не знают, каким образом получить разрешение. Процедуры по очистке прав также должны предшествовать использованию музыкальных произведений в рекламе, кино, радио, телевизионных музыкальных шоу, где участники поют каверы.

«Очистка прав» – процедура по получению разрешений на использование произведения.

Очистка прав требует комплекса действий по поиску авторов и правообладателей, проведения переговоров, согласования способов использования и оформления юридических документов. Этот процесс требует знаний тонкостей и нюансов законодательства об интеллектуальной собственности и обращения к специалистам.

Юрист, патентный поверенный Мадина Турсунова
Юрист Илхом Хамидов 

http://www.legalmaxlaw.com