Ввозить, нельзя остановить…

Часть первая — внедрение цифровой маркировки
 
Защита прав на интеллектуальную собственность подразумевает под собой не только предоставление способов судебной защиты, но и создание эффективных механизмов по предотвращению оборота контрафактной и фальсифицированной продукции.

Некачественные товары наносят экономический ущерб и несут реальную угрозу здоровью граждан. Контрафактные лекарственные средства, продукты питания, пищевые добавки, косметическая, алкогольная и табачная продукции составляют превалирующий объем подделок и фальсификата. Это общемировая проблема, поэтому различные международные организации на постоянной основе констатируют в докладах ежегодный прирост оборота контрафактной продукции.

Согласно докладу Организации экономического сотрудничества и развития (OECD) на тему «Тенденции в торговле контрафактными и пиратскими товарами» в 2019 году оборот контрафактной продукции в мире достиг $500 млрд долларов, что составляет около 3,3% мирового импорта. В Европейском союзе оборот достиг $134 млрд – около 6% импорта.

Отчет о незаконной торговле Всемирного таможенного союза за 2018 год показывает, что за 2017 год было изъято более 368 млн единиц контрафактной продукции.

Всемирная торговая организация отмечает рост торговли фальсифицированными лекарственными средствами. Пандемия COVID-19 создала благоприятные условия для сбыта поддельных лекарств.

В Узбекистане не проводилось исследований по оценке объема серого импорта и контрафактной продукции, хотя наличие подобной продукции на внутреннем рынке очевидно для каждого гражданина. В 2019 году были озвучены цифры по контрабанде мобильных устройств – 87% от общего объема ввозимой продукции. А система регистрации IMEI-кодов мобильных устройств, внедренная в Узбекистане в 2019 году для снижения объемов незаконного импорта мобильных устройств постоянно подвергается критике из-за неэффективности и неудобств для граждан.

Все предпринимаемые меры пока не дают практического результата. Проблема комплексная и требует механизмов, которые будут способны выявлять и уничтожать нелегальные цепочки поставок и продажи различной продукции сомнительного качества.

Мировой опыт показывает, что наиболее эффективным подходом является создание препятствий для попадания контрафактного товара в руки конечного потребителя и применение уголовных мер ответственности за оборот контрафактной продукции.

Первый способ: цифровая маркировка товаров, позволяющая отслеживать и проверять источник происхождения товаров вплоть до производителя.

Второй способ: пограничные таможенные меры защиты, которые нацелены на выявление контрафактных товаров и серого импорта в момент ввоза товаров и недопущение выпуска в свободное обращение путем приостановления товаров на определенный срок.

Третий способ: установление прямой уголовной и административной ответственности и денежных штрафов для юридических лиц, денежных компенсаций за производство, ввоз, хранение и реализацию контрафактной продукции, проведение широкомасштабных рейдов, арестов и уничтожения контрафактной продукции.

Внедрение цифровой маркировки для прослеживаемости отдельных видов товаров

Постановлениями президента Республики Узбекистан от 10 июля 2019 года № ПП-4389 «О дополнительных мерах по совершенствованию налогового администрирования» и от 28 апреля 2020 года № ПП-4699 «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» предусматривается поэтапное внедрение порядка маркировки и дальнейшего отслеживания товаров средствами идентификации для отечественных производителей и импортеров.

За маркировку товаров будут нести ответственность производители и импортеры. Компании, которые реализуют продукцию, подлежащую обязательной маркировке, должны будут подключиться к Национальной информационной системе мониторинга маркировки и обслуживаемости продукции Asl belgisi.

Цифровая маркировка представляет собой нанесение специального Data Matrix кода на упаковку и внесение этой единицы товара в базу данных. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.

В соответствии с постановлением Кабинета министров Республики Узбекистан от 23 ноября 2019 года № 944 «О мерах по поэтапному внедрению процедуры маркировки продукции посредством идентификации и дальнейшего отслеживания»:

  • с 1 января 2021 года вводится обязательная маркировка для табачных изделий и алкогольной продукции (кроме пива);
  • с 1 апреля 2021 года вводится обязательная маркировка для пивной продукции;
  • с 1 марта 2021 года импорт алкогольной продукции без маркировки в Республику Узбекистан запрещается.

Порядок и сроки внедрения цифровой маркировки фармацевтической продукции, воды и прохладительных напитков, а также бытовой техники должны быть внесены в Кабинет министров до 30 декабря 2021 года, 1 марта 2022 года, 1 мая 2022 года соответственно.

При этом в ближайшее время не предусматривается введение обязательной маркировки для отдельных категорий продуктов питания, хотя потенциальные риски для жизни и здоровья потребителей от таких товаров ненадлежащего качества тоже высоки. Без внимания остается ситуация, когда потребителям реализуется пищевая продукция без указания состава, срока годности, данных производителя и продавца. Пищевая продукция местного производства зачастую
продается без надлежащей маркировки и контроля по соблюдению стандартов качества и безопасности пищевой продукции.

Проведите эксперимент: прогуляйтесь по оптовому рынку и попросите продавца предъявить сертификат соответствия на пищевую продукцию, которую обязан иметь продавец, а потребитель имеет право требовать его предоставления. Это покажет вам реальное положение дел на рынке пищевой продукции в Узбекистане.

Любая система по контролю импортируемой и экспортируемой продукции должна быть направлена прежде всего на выявление недобросовестных импортеров и экспортеров, а также цепочек нелегальной продукции. Внедрение цифровой маркировки требует сотрудничества всех участников рынка, ведь в конечном счете это выгодно прежде всего добросовестным производителям, импортерам и иным участникам рынка.

По мнению экспертов эффект введения цифровой маркировки для снижения объемов оборота контрафактной продукции может быть оценен как минимум через пять лет после последнего этапа внедрения.

Противники внедрения в качестве основных аргументов указывают негативное влияние на деятельность малого и среднего бизнеса, повышение себестоимости товаров и налогового бремени. Участники рынка должны понимать неизбежность изменений и подхода к маркировке товаров на внутреннем рынке. Поддержание работы системы цифровой маркировки требует больших инвестиций и постоянного внимания со стороны уполномоченных органов и поддержки со стороны вовлеченных отраслей.

Юрист, патентный поверенный Мадина Турсунова

http://www.legalmaxlaw.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.