В первой части материала мы начали раскрывать тему проблем серого импорта, зафиксировав, что защита прав на интеллектуальную собственность подразумевает под собой не только предоставление способов судебной защиты. Здесь важную роль играет создание эффективных механизмов по предотвращению нарушения при импорте и экспорте товаров контрафактной и фальсифицированной продукции.

Таможенный контроль и применение мер таможенной защиты объектов интеллектуальной собственности

Товары, этикетки и упаковки, на которых незаконно используются товарные знаки или сходные с ними до степени смешения обозначения являются контрафактными. Также товары считаются контрафактными, если при их производстве были нарушены авторские и смежные права.

Ввоз продукции, которая имитирует оригинальный товар, и ввоз оригинальных товаров, введенных в оборот без согласия правообладателя – нарушение прав владельцев на товарные знаки. Опасность в том, что под видом импортной продукции может завозиться контрафактная продукция, подделки и фальсификат.
Недобросовестные импортеры могут смешивать оригинальный товар и контрафактный и совершенно легально его реализовать.

В апреле 2021 года исполнится пять лет с момента введения в действие Таможенного кодекса Республики Узбекистан в новой редакции, в котором впервые были предусмотрены меры по таможенной защите прав на интеллектуальную собственность и внедрение Таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (ТРОИС). Этот правовой механизм введен для борьбы с ввозом контрафактных товаров, произведенных или ввезенных с нарушением прав на интеллектуальную собственность.

До введения ТРОИС правообладатели могли обратиться за защитой прав, когда несанкционированный ввоз и выпуск контрафактных товаров уже был осуществлен, а товар был реализован на рынке. Владельцы товарных знаков могли требовать наложения запрета на дальнейший ввоз контрафактных товаров лишь путем обращения в суд.

Теперь при выявлении товаров с признаками нарушения прав на объекты интеллектуальной собственности таможенный орган имеет право приостанавливать таможенное оформление и выпуск товаров в свободное обращение.

Нововведение было с энтузиазмом воспринято правообладателями и профессионалами, работающими в сфере защиты интеллектуальной собственности. Для применения мер таможенной защиты, правообладатели должны пройти процедуру включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС с максимальным возможным сроком включения – 3 года. С момента функционирования ТРОИС в него были включены более 200 товарных знаков, преимущественно со стороны иностранных правообладателей.

За пять лет действия ТРОИС не было опубликовано ни одного отчета о результатах или объемах выявленных и приостановленных контрафактных товаров. Причина проста – за этот период были выявлены пробелы и проблемы, которые препятствуют эффективному применению мер по защите прав на интеллектуальную собственность.

Основным препятствием для эффективного применения ТРОИС является низкий уровень экспертизы таможенных органов в области интеллектуальной собственности. Отсутствуют рекомендации и методики по выявлению контрафактной продукции и фальсификата при осуществлении таможенного контроля.

Эффективное применение таможенных мер защиты требует понимания основных аспектов осуществления прав на интеллектуальную собственность, понимание того, что является объектом интеллектуальной собственности, какие признаки свидетельствуют о нарушении прав на интеллектуальную собственность.

Также по текущему законодательству указание товарного знака в таможенной декларации не является обязанностью импортера, что усложняет выявление правонарушений.

Следующий проблемный аспект механизма – таможенный орган вправе приостанавливать товары с признаками нарушения прав на интеллектуальную собственность только на основании заявления владельца объекта интеллектуальной собственности. Таможенный кодекс обязывает в заявлении указывать перечень сведений:

  • описание товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, для защиты которых подается заявление;
  • описание товаров, которые, по мнению правообладателя, нарушают его права на объект интеллектуальной собственности, достаточно подробное для того, чтобы таможенные органы могли выявить такие товары (в случае, если правообладатель или его уполномоченный представитель владеет такими сведениями);
  • любую иную информацию, способствующую выявлению предполагаемого правонарушения (сведения о производителе, экспортере, импортере или грузополучателе, возможном месте и дате перемещения товаров через таможенную границу, особенностях транспортировки и виде упаковки, месте нахождения товара или планируемом пункте назначения).
Текущая практика таможенного органа основана на требовании указывать в заявлении о применении мер защиты сведения о производителе, экспортере, импортере или грузополучателе, возможном месте и дате перемещения товаров через таможенную границу, особенностях транспортировки и виде упаковки, месте нахождения товара или планируемом пункте назначения без исключения.

При этом не принимается во внимание, что правообладатель может не располагать указанными выше сведениями. Действующий механизм ТРОИС требует от правообладателя стать ясновидящим и заранее предоставить (предсказать) сведения о предполагаемом импорте товаров. При отсутствии сведений в заявлении, таможенный орган отказывает в применение мер защиты и приостановлении контрафактных товаров.

Здесь необходимо пояснить, что во всем мире таможенные меры введены и применяются для предотвращения возможного ввоза контрафактных товаров, так как именно таможенным органом проводится таможенное оформление и выпуск товаров в свободное обращение. Более того, таможенный орган является единственным держателем сведений о ввозе товаров, импортерах, экспортерах, местах и датах перемещения, которые являются закрытыми.

В большинстве стран сам факт включения объекта интеллектуальной собственности в ТРОИС является достаточным основанием для применения мер защиты и приостановления товаров с признаками нарушения.

Получается замкнутый круг – от правообладателей требуют сведения, которыми они не могут располагать в принципе. Как следствие, заявление о принятии мер не принимается на исполнение, а получить информацию официальным способом в Узбекистане практически невозможно.

Например, невозможно узнать о поставщиках, импортерах и объемах ввоза определенной продукции. Эта информация считается конфиденциальной, но разумных причин для ограничения этой экономической информации нет. Хотя, по закону при маркировке определенных категорий импортных товаров должен указываться импортер.

Эта информация должна быть в открытом доступе, так как она собирается со стороны государственного органа и имеет экономическую значимость, например для оценки экономической целесообразности локализации производства той или иной продукции и понимания уровня конкуренции на рынке.

Проведите эксперимент: попробуйте обратиться в Государственный таможенный комитет с вопросом об объемах ввоза и импортерах какой-то продукции за 2020 год. Информация будет предоставлена только о том, был ли ввоз или нет – без деталей и указания импортеров.

Таможенный орган призван осуществлять особую роль в организации защиты прав на интеллектуальную собственность, ведь только он может первым фиксировать факт перемещения контрафактной продукции на границе и пресекать правонарушение.

Эта роль не может быть реализована в полной мере пока не устранены пробелы в законодательстве, а таможенный орган ограничен в своих полномочиях по пресечению ввоза контрафактной продукции.

Юрист, патентный поверенный Мадина Турсунова

http://www.legalmaxlaw.com

Фото на главной: Народное слово