Правовые и этические аспекты фактчекинга
В современном мире, где информация распространяется с невероятной скоростью, вопрос достоверности и надежности становится как никогда актуальным. Фактчекинг, или профессиональная проверка фактов, играет ключевую роль в обеспечении точности и правдивости информации. Тем не менее, этот процесс неразрывно связан с рядом правовых и этических аспектов, которые необходимо учитывать.
Международная фактчекинговая сеть (IFCN) разработала кодекс принципов для верификации информации в СМИ. Многие организации, занимающиеся фактчекингом, руководствуются этими принципами.
Основные принципы Кодекса IFCN
- Обязанность к беспристрастности и справедливости:Все организации, подписавшие кодекс, обязуются использовать одни и те же стандарты для проверки фактов, не отстаивая интересы какой-либо стороны. Они следуют установленным процессам и позволяют доказательствам определять выводы, избегая политической предвзятости.
- Прозрачность источников: Фактчекеры должны предоставлять источники информации в достаточной степени, чтобы читатели могли самостоятельно проверить их выводы. Исключения составляют случаи, когда раскрытие источника может угрожать его безопасности.
- Прозрачность финансирования и организации:Организации обязуются открыто сообщать о своих источниках финансирования и гарантировать, что они не влияют на выводы проверок фактов. Это включает в себя детализацию профессионального фона ключевых сотрудников и организационной структуры.
- Прозрачность методологии:Кодекс требует от организаций объяснять методы, используемые для выбора, исследования, написания, редактирования и публикации проверок фактов. Это включает в себя открытость к предложениям от читателей по проверке фактов.
- Честная и открытая политика исправлений:Организации должны иметь четкую политику исправлений и следовать ей, обеспечивая прозрачность в процессе внесения изменений в уже опубликованные материалы.
Один из главных правовых вопросов, касающихся фактчекинга — это работа с личной информацией и личными данными.
Говоря о фактчекинге, часто упоминаются методы OSINT. Но фактчекинг чаще всего применяется в контексте журналистики и медиа, где основная задача — проверить конкретные утверждения, сделанные публичными фигурами или в новостях. OSINT же охватывает более широкий спектр задач, включая разведку, безопасность и исследовательскую деятельность, и может использоваться как в коммерческих, так и в государственных целях. Фактчекинг обычно включает в себя проверку конкретных заявлений на правдивость, в то время как OSINT может включать сбор информации о людях, организациях или событиях без конкретной цели проверки фактов. OSINT может использовать автоматизированные инструменты для сбора данных, тогда как фактчекинг часто требует ручной проверки и анализа. Кроме того, OSINT может использовать для аргументации слитые базы данных, прослушку и другие методы, которые в журналистике не всегда рассматриваются, как этичные. Фактчекинг к подобного рода доказательствам не прибегает.
Фактчекинг часто требует сбора и анализа данных, включая персональные данные при проверке аккаунтов социальных сетей и источников информации. Это ставит перед фактчекерами задачу соблюдения законодательства о защите персональных данных. В Европейском Союзе, например, действует Общий регламент по защите данных (GDPR), который устанавливает строгие правила обработки персональной информации. Несоблюдение этих правил может привести к серьезным юридическим последствиям.
В Узбекистане сфера персональных данных регулируется законом от 02.07.2019 г. №ЗРУ-547 «О персональных данных». Этот закон устанавливает права и обязанности субъектов персональных данных, операторов и других участников процесса обработки данных.
Основные положения закона о персональных данных
- Определение персональных данных:Персональные данные включают любую информацию, относящуюся к определенному физическому лицу, которая может быть использована для его идентификации.
- Согласие на обработку:Оператор обязан получить согласие субъекта на обработку его персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
- Права субъектов:Субъекты персональных данных имеют право на доступ к своим данным, их исправление, уничтожение и получение информации о том, как и для каких целей обрабатываются их данные.
- Требования к безопасности:Операторы обязаны применять организационные и технические меры для защиты персональных данных от несанкционированного доступа, утечки и других угроз.
Юридические последствия за публикацию или утечку персональных данных
- Административная ответственность:За нарушение законодательства о защите персональных данных предусмотрены штрафы для юридических и физических лиц. Размер штрафов может варьироваться в зависимости от степени нарушения.
- Гражданская ответственность:Субъекты, чьи данные были незаконно опубликованы или утечка произошла, могут подать иски о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения их прав.
- Уголовная ответственность:В случае серьезных нарушений, таких как массовая утечка данных или умышленное распространение персональных данных с целью причинения вреда, могут быть применены уголовные меры, включая лишение свободы.
- Обязанность по исправлению:Операторы, допустившие утечку или неправомерную публикацию данных, обязаны принять меры для устранения последствий, включая уведомление пострадавших и восстановление утраченных данных.
Несмотря на то, что фактчекинг — это медийная деятельность, не все ресурсы, работающие в формате фактчекинга зарегистрированы в качестве СМИ. Многие представлены в виде страниц в социальных сетях, например в Youtube формате. Но это не снимает с фактчекеров ответственности за распространение ложной информации.
В некоторых юрисдикциях законодательство предусматривает ответственность за клевету и распространение ложных сведений, что делает процесс фактчекинга особенно важным. Фактчекеры должны быть готовы предоставить доказательства достоверности проверенной информации, чтобы избежать юридических претензий.
В Узбекистане ответственность за распространение ложной информации зафиксирована в нескольких законодательных актах:
Закон «О средствах массовой информации«
- СМИ несут ответственность за правдивость и достоверность публикуемой информации в порядке, установленном законодательством.
Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности
- Распространение ложной информации в СМИ, сетях телекоммуникаций или интернете, приводящее к унижению достоинства личности или дискредитации, наказывается штрафом до 150 базовых расчетных величин, обязательными общественными работами до 240 часов, исправительными работами до 2 лет или ограничением свободы до 2 лет.
Комментарии