«Настала пора предусмотреть в законодательстве ответственность за ввоз, продажу и импорт контрафактной продукции» — юрист
Контрабанда негативно влияет на экономику не только Узбекистана, но и всего мира. Журналист Anhor.uz побеседовал о контрабанде и контрафактной продукции с Мадиной Турсуновой, патентной поверенной, юристом по защите интеллектуальной собственности юридической фирмы Legalmax.
— Мадина, табачные и алкогольные изделия, в принципе, вредны для здоровья человека. Этот же фактор создает для многих стран возможность устанавливать высокие ставки различных налогов на производство, импорт и потребление табачных изделий. Во многих случаях уличные торговцы, то есть мелкие торговые субъекты, продают товары, попавшие в нашу страну контрабандными путями. Как эти процессы влияют на налоговое законодательство?
— В целом, правила розничной продажи табачной и алкогольной продукции устанавливаются отдельно, а правовые вопросы их ввоза регулируются таможенным законодательством. Это означает, что они проходят таможенное оформление, и маркируются акцизными марками.
В настоящее время в Узбекистане вступила в силу цифровая маркировка табачной продукции. Каждое табачное или алкогольное изделие, если оно легально ввезено в Узбекистан или произведено легально, должно иметь утвержденную государством акцизную марку. Также должна быть цифровая маркировка в виде QR-кода. Помимо этого, на прилавках должны быть таблички о том, что употребление этих продуктов вредит здоровью. Это обязанность продавцов.
Мы знаем, что продажа алкогольной и табачной продукции разрешена только гражданам, достигшим двадцатилетнего возраста. Если табачная и алкогольная продукция продается без акцизных марок или цифровой маркировки – эта продукция скорее всего ввезена нелегально. Это, безусловно, приводит не только к нарушению закона, но и к неуплате таможенных пошлин в государственный бюджет. В целом, это регулируется теми же правилами, которыми регулируется розничная торговля. Однако в настоящее время предлагается убрать ответственность за нарушение правил розничной торговли. Эта инициатива, на мой взгляд, может оказать негативное влияние. Сегодня на наших рынках сложилась печальная ситуация. Ваши исследования показывают, что во многих местах нелегальные табачные изделия продаются свободно, открыто, без каких-либо акцизных марок. Это доказывает недостаток надзора и контроля за соблюдением законодательства.
— Например, во время наших поездок в Андижанскую, Ферганскую и Наманганскую области журналисты Anhor.uz видели, что контрабандная продукция свободно продавалась в торговой сети и ларьках мелких торговцев. Они даже не обращали внимания на процесс приобретения нами этой контрабандной продукции. Подобная ситуация сегодня стала нормой жизни. Это даёт возможность нарушителям законодательства набивать свой карман, не уплачивая таможенных пошлин и налогов. Какие меры принимают контролирующие органы против этого?
— Мне сложно говорить от имени контролирующих органов, я могу говорить только о законодательстве. Вообще, основной орган, контролирующий ситуацию на рынках – это налоговые органы. Потому что именно налоговые органы должны контролировать правила розничной торговли и их соблюдение. Вот почему на каждом из наших рынков налоговые органы имеет соответствующие отделы. Поскольку вы упомянули эти магазины отдельно, налоговые органы также несут ответственность за контроль этих небольших продовольственных магазинов.
Сегодня наблюдаются две тенденции. С одной стороны, конечно, сейчас усиливается защита прав предпринимателей для облегчения их деятельности и улучшения условий ведения бизнеса. Но не нужно забывать, что предприниматель в свою очередь обязан вести свою деятельность в рамках закона. Обязанности стоят на первом месте, за ними следуют права, интересы и выгоды. Если нарушения законодательства при реализации этой табачной и алкогольной продукции увеличатся, это, безусловно, отразится и на потребителях, и на бюджете.
На мой взгляд, не совсем правильно, что табачные изделия продаются в обычных продуктовых магазинах. Во многих странах табачные изделия продаются в отдельных специализированных магазинах. Их продажу не смешивают с продажей пищевых и иных продуктов первой необходимости. К примеру, алкогольная продукция продается в специализированных магазинах, такой же подход может быть применен и в отношении табачной продукции. Безусловно, контролировать реализацию табачных изделий легче, если есть специальный магазин, но поскольку сегодня есть право их продажи у любого магазина, их контроль усложняется. Потребители могут осуществлять общественный контроль и обращаться в контролирующие органы в случае нарушения установленных норм и правил.
Легально ввезенные табачные изделия должны иметь соответствующие документы, сертификаты, акцизные марки и цифровую маркировку. Потребители имеют право поинтересоваться откуда эта продукция, какие у нее сертификаты, есть ли официальные документы, в общем, не подделка ли это. И чтобы быть уверенными в этом, потребители могут запросить соответствующие документы. Но такие ситуации очень редки в нашей стране. Если бы активизировались сами потребители, оживилась бы и деятельность контролирующих органов. Потому что после получения обращений, конечно же, они должны работать над этим обращением и устранять нарушения законодательства.
После введения цифровой маркировки, было объявлено, что данная система поможет очистить рынки от контрафактной и контрабандной продукции. Но это не произойдет само собой, здесь должны работать и действовать именно органы контроля. Потому что по цепочке, если данное табачное изделие произведено в Узбекистане, оно должно быть маркировано производителем акцизной маркой и цифровой маркировкой. Позже, когда оно дойдет до рынка, оно поступает в продажу, находится на рынке и размещается в базе данных. При продаже данного табачного изделия цифровая маркировка должна быть отсканирована продавцом. Это означает, что оно продано потребителю и его уже нет в продаже. В настоящее время контроль за этой деятельностью слабый и во многом это правило не соблюдается. С марта этого года, согласно нашему законодательству, в нашем Административном кодексе установлена ответственность за продажу продукции без цифровой маркировки. Отдельная статья также включена в Налоговый кодекс. Но в настоящее время у меня нет информации, работают ли эти изменения на практике.
— Выше Вы упомянули о продаже безакцизных сигарет на прилавках. Из изложенных выше фактов становится понятным, что наши догадки, что в Узбекистане существует организованная контрабанда табачных изделий становятся похожими на правду.
— Вполне возможно. Контрабанда табачной продукции, минуя таможенное оформление считается уголовным преступлением и эти действия должны контролироваться таможенными органами. Контрабандой часто занимаются частные лица. Нелегальный ввоз — это, конечно, сложная проблема. Контролировать эту проблему, изжить ее кажется трудным процессом. В определенном смысле это требует экспертизы. Например, физическим лицам можно ввозить табачные изделия для собственного потребления — то есть 10 маленьких пачек. Представим, что, если вы въезжаете в Узбекистан из другой страны и у вас более 1 больших коробок, эти товары должны пройти таможенную очистку для их ввоза. Это предусматривает процедуру таможенной очистки, получение акцизных марок, проставление цифровых маркировок.
Контрабанды табачной и алкогольной продукции, конечно, немало. Мне интересно, почему так мало информации по борьбе с подобными преступлениями. Это, безусловно, представляет интерес для общества. Каждый, кто был на наших рынках, наверняка видел хотя бы один контрафактный или контрабандный товар. В настоящее время это, безусловно, проблема, которую необходимо признать. Теперь главный вопрос — как можно устранить эту проблему. Если убрать ответственность за нарушение правил розничной торговли, исчезнет правовой механизм по борьбе с правонарушениями. На мой взгляд, настала пора предусмотреть в законодательстве ответственность именно за ввоз, продажу и импорт контрафактной продукции. Когда я говорю контрафакт, имеется в виду не только продукция, ввозимая под чужим товарным знаком, но и ввозимая любыми незаконными способами. Текущая ситуация на рынках и торговых точках указывает на необходимость установления уголовной и административной ответственности за подобные деяния на основе международных стандартов.
— По нашему законодательству в Узбекистане предлагается выплачивать денежное вознаграждение лицам, сообщающим о нарушениях правил обязательной маркировки. Согласно решению президента, лица, сообщившие о таких случаях, будут поощрены в размере 20% от суммы штрафа, уплаченного нарушителями. Что вы можете сказать, как юрист, если такая практика действительно реализуется? Можем ли мы добиться снижения продаж контрабанды и контрафактной продукции на рынках Узбекистана?
— Это очень сложно оценить или предсказать. На самом деле, я лично против таких инициатив. Потому что, на мой взгляд, неправильно призывать людей к соблюдению закона из какой-то материальной заинтересованности. В целом, если мы хотим обеспечить верховенство закона, соблюдение норм и правил в Узбекистане должно стать обыденным делом, без каких-либо финансовых стимулов. Однако, такие меры, конечно, тоже могут быть. Но будут ли потребители активны или нет, зависит от них, и здесь мы должны, в первую очередь, способствовать тому, чтобы потребители знали свои права и интересы. Также, необходимо проводить разъяснительную работу и предупреждать о юридической ответственности предпринимателей. Должно быть четкое понимание, что ответственность будет неизбежной. Иными способами обеспечить соблюдение законности очень сложно.
— Как гражданину отличить нелегально ввезенную сигаретную продукцию, если она выпущена под поддельной акцизной маркой, и кто будет контролировать и преследовать правонарушителей?
— Как я уже говорила, оригинальная табачная и алкогольная продукция должны иметь два признака. Это акцизная марка, вид акцизных марок есть в открытом доступе и его можно найти. Их дизайн и внешний вид могут улучшаться и меняться с течением времени. Еще один знак — цифровая маркировка, вошедшая в практику как QR-код.
Существует мобильное приложение для проверки цифровой маркировки под названием «Оригинальная маркировка». Когда вы загружаете это мобильное приложение и сканируете цифровую маркировку, это приложение покажет вам соответствующую информацию о продукте — подлинный ли это продукт, произведенный или импортированный легально. Кто производитель, кем ввезен, в какой день сертифицировали и т.д. Копии нормативных документов, относящихся к продукции, также включаются в информацию. Если цифровой штамп на товаре не работает при сканировании, значит несложно быстро отличить, что это подделка товара. Это основные признаки, а основные контролирующие органы – налоговые органы, органы стандартизации и сертификации, органы по защите прав потребителей.
— Сегодня среди сигарет марок «Эссе чендж», «Эссе блю», «Эссе», «Милано», «Милано блю» и подобных товаров можно увидеть пачки с акцизной маркой и без. Разница в цене подакцизных товаров и контрабандных составляет от 7 000 до 10 000 сумов. Если обнаружена подделка, какая ответственность предусмотрена за это в Узбекистане?
— В настоящее время никакой прямой административной или уголовной ответственности за производство и ввоз контрафактной продукции в Узбекистане нет. Сказано лишь, что оборот контрафактного товара на рынке незаконен, но, повторю, сейчас за это нет прямой ответственности.
Anhor.uz напоминает, что мы не пытаемся популяризировать потребление табачных изделий, а наоборот, делимся с населением информацией на что обратить внимание, как распознать и выявить контрабанду и контрафактную продукцию, потому что мы хотим уберечь читателей от употребления поддельной продукции.
Бобур Каримов,
Айсулу Турдигалиева
Комментарии