Имитация «Оливьез» в Узбекистане. Владелец бренда и товарного знака о судебной защите прав, вызовах правовой системы и «капкане» партнерских отношений

Приобретая продукцию определенной марки или бренда, потребитель ориентируется прежде всего на гарантию его качества. Это поведение потребителей используют и недобросовестные производители, которые имитируют, копируют, либо незаконно используют известный бренд, что чревато для потребителей не только неоправданными ожиданиями качества, но и опасностью для здоровья. Для государства большая опасность незаконного и безнаказанного использования бренда или его имитация, состоит в потере репутации правовой системы, потере инвестиций, потому что уровень защиты интеллектуальной собственности в стране всегда пропорционален входящим в него инвестициям.

Anhor.uz в партнёрстве с Legalmax уже освещал конфликты, связанные с интеллектуальной собственностью. Эта история компании Quartlink Holding Limited – владельца товарного знака «Оливьез», которая несколько лет борется за свои права с узбекской компанией, незаконно использующей известный бренд. Разобраться в этой истории помог юрист компании Legalmax Александр Лобанов, специализирующийся на защите интеллектуальной собственности.

В январе 2021 года компания Quartlink Holding Limited – владелец товарного знака «Оливьез», приняла решение не продолжать договорные отношения с компанией в Узбекистане, которая ранее с разрешения правообладателя производила майонезную продукцию под указанным товарным знаком на основании лицензионного договора.

В результате действий узбекской стороны, зарубежный владелец товарного знака «Оливьез» перестал получать предусмотренное лицензионным договором вознаграждение-роялти, в связи с чем, воспользовался правом, представленным ему лицензионным договором – расторгнул его в одностороннем порядке.

Quartlink Holding Limited не раз предпринимал попытки решить ситуацию путем переговоров, которые оказались безрезультативными, тогда правообладатель обратился в суд, и с этого началась многочисленная череда судебных тяжб, которая продолжается и по сегодняшний день.

На момент подготовки материала прошло более полутора лет, владелец знака все еще не может получить вознаграждение по лицензионному договору, по самым надуманным причинам, пройдя бесчисленное множество судебных инстанций.

Обращает на себя внимание, что несмотря на установленный запрет со стороны Агентства по интеллектуальной собственности и Антимонопольного комитета на использование товарного знака «Оливьез» узбекской компанией, производство майонезной продукции, имитирующей внешний вид и наименование оригинальной продукции, не прекратилось. Предписания государственных органов не исполнены и ответственность за это никто не несет.

Дальше компания из Узбекистана, на протяжении двух лет незаконно использующая товарный знак «Оливьез», не выплачивающая за длительный период никакого вознаграждения, в какой то момент посчитала, что охраняемый с 2008 года в Узбекистане знак, зарегистрирован уполномоченным органом незаконно и обратилась с заявлением о признании регистрации недействительной в Апелляционный совет Министерства юстиции Республики Узбекистан (уполномоченный орган по рассмотрению заявлений по данному направлению).

Одним из доводов незаконности регистрации товарного знака «Оливьез» послужило мнение о том, что Оливьез – это одно из наименований салата «оливье» и он указывает на характеристику товара, а значит не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака. Иными словами, по мнению узбекской компании, потребитель отождествляет майонез «Оливьез» исключительно с новогодним салатом.

Апелляционный совет при Министерстве юстиции отказал в удовлетворении такого заявления, понимая, что товарный знак зарегистрирован законным образом не только на территории Узбекистана, но еще и в четырнадцати государствах.

Однако спокойствие и уверенность были недолгими. Решение Апелляционного совета и регистрация товарного знака «Оливьез» были признаны недействительными решением Ташкентского межрайонного административного суда.

Конечно же такое обстоятельство не могло быть оставлено без должного правового реагирования.  Обеспокоенность происходящими событиями высказало и Министерство иностранных дел Российской Федерации, направив соответствующую ноту в адрес посольства Узбекистана в России.

Сложности с возможностью защиты интеллектуальной собственности в Узбекистане, очень негативным образом отражаются на доверии к судебной системе, и влияют на уровень товарооборота и инвестиционной привлекательности.

Более того, не остались в стороне и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации и Генеральная прокуратура Российской Федерации, направив соответствующие обращения в уполномоченные органы Республики Узбекистан.

Апелляционный совет при Министерстве Юстиции также отреагировал и наряду с компанией Quartlink Holding Limited, подал апелляционную жалобу в Ташкентский городской административный суд.

Со стороны прокуратуры Шайхантахурского района Ташкента, в поддержку зарубежного правообладателя внесен апелляционный протест на решение суда первой инстанции. Благодаря объективному, всестороннему рассмотрению спора в апелляционной инстанции под председательством судьи Улугбека Алмамедова, решение суда первой инстанции было отменено, апелляционные жалобы и апелляционный протест удовлетворены.

Но, увы, несмотря на очевидность ситуации и озвученные государством гарантии защиты прав правообладателей, узбекская сторона все еще пытается прекратить законные права на товарный знак «Оливьез» и в собственных интересах использовать вложенные инвестором ресурсы на развитие и продвижение этого бренда в Узбекистане.

Компания правообладатель получила кассационную жалобу от оппонента и теперь ожидается судебное разбирательство в Верховном суде Узбекистана.

Учитывая, что подобные споры очень сильно влияют на уровень экономических отношений между странами и находятся в фокусе международного внимания, мы по согласованию представителей правообладателя в Узбекистане также будем наблюдать за ходом событий и информировать о результатах рассмотрения дела, что важно для наших читателей и всем представителям бизнеса в Узбекистане.

Лола Исламова   

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.