Общедоступная информация. Что следует знать журналистам и блогерам

Фото: legalclinic.uz

Для СМИ, журналистов и блогеров важно понимать, какая информация является общедоступной, а какая информация носит конфиденциальный характер, или может распространяться с согласия ее владельца.

В соответствие с законодательством информация делится на общедоступную информацию и информацию ограниченного доступа. При этом закон Республики Узбекистан «Об информатизации» закладывает правовые основы терминов «информация» через термин «информационный ресурс».

Информационные ресурсы по категориям доступа подразделяются на общедоступные информационные ресурсы и информационные ресурсы с ограниченным доступом.
Общедоступными информационными ресурсами являются информационные ресурсы, предназначенные для неограниченного круга пользователей.
К информационным ресурсам ограниченного доступа относятся информационные ресурсы, содержащие информацию о государственных секретах и конфиденциальную информацию или информацию, доступ к которой ограничен собственниками информационных ресурсов.

В свою очередь «Информация» — это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от источников и формы их представления.

Таким образом, информация по уровню доступа делится на: общедоступную информацию, информацию ограниченного доступа.

Общедоступная информация включает в себя следующие виды информации:
1) массовая информация – документированная информация, печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц, (абзац 10 ч. 1. статьи 3 закона Республики Узбекистан «О принципах и гарантиях свободы информации»)
2) информация о деятельности государственных органов власти и управления (статья 5 закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»).

К информации о деятельности органов государственной власти и управления относятся:

  • нормативно-правовые акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти и управления, их структурных и территориальных подразделений;
  • нормативно-правовые акты, нормативные и иные акты, принятые органами государственной власти и управления, а также сведения о ходе их исполнения;
  • сведения о внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов, принятых органами государственной власти и управления;
  • сведения о разрабатываемых органами государственной власти и управления проектах нормативно-правовых актов, нормативных и иных актов;
  • сведения о реализации органами государственной власти и управления государственных и иных программ;
  • сведения о публичных мероприятиях, проводимых органами государственной власти и управления (заседания, совещания, встречи, пресс-конференции, брифинги, семинары, «круглые столы» и другие);
  • сведения о взаимодействии органов государственной власти и управления с другими органами государственной власти и управления, физическими и юридическими лицами, а также зарубежными и международными организациями;
  • сведения о международных договорах Республики Узбекистан, в реализации которых принимают участие органы государственной власти и управления;
  • сведения об основных показателях, в том числе социально-экономического развития, характеризующих состояние отрасли (территории), относящейся к сфере деятельности органов государственной власти и управления, и динамику ее развития;
  • сведения об открытых конкурсах (тендерах) и аукционах, проводимых (организуемых) органами государственной власти и управления;
  • сведения о вакантных рабочих местах, условиях приема на работу и требованиях к кандидатам на замещение вакантных рабочих мест;
  • сведения о координационных и совещательных органах, образованных органами государственной власти и управления;
  • планы проведения открытых коллегиальных заседаний органов государственной власти и управления, включая проекты повестки дня заседаний, дату, место и время проведения, порядок присутствия на них.

Например, начиная с 1 марта 2019 года министерства, ведомства, государственные целевые фонды и другие распорядители бюджетных средств должны размещать на своих официальных веб-сайтах соответствующую информацию об использовании бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов бюджетных организаций, проведенных конкурсах (тендерах) и доставке приобретенных товаров.

3) информация, в отношении которой в соответствие с законом не может быть введен режим конфиденциальности.

К конфиденциальной информации не относятся:

  • акты законодательства о правах и свободах граждан, порядке их реализации, а также устанавливающие правовой статус органов государственной власти и управления, органов самоуправления граждан, общественных объединений и других негосударственных некоммерческих организаций;
  • сведения об экологической, метеорологической, демографической, санитарно-эпидемиологической, чрезвычайной ситуациях и другая информация, необходимая для обеспечения безопасности населения, населенных пунктов, производственных объектов и коммуникаций;

сведения, имеющиеся в открытых фондах информационно-библиотечных учреждений, архивов, ведомственных архивов и информационных систем юридических лиц, функционирующих на территории Республики Узбекистан.

4) документы, решения и иные материалы, затрагивающие права и законные интересы гражданина. Например, решения и иные материалы о сносе жилого дома, собственником которого является гражданин, должны быть предоставлены этому гражданину на основании его запроса;
5) любая другая информация, которая в соответствие с законом не является конфиденциальной.

Указанные выше виды информации должны быть свободно доступны любым желающим. При этом часть информации может быть выложена (опубликована, представлена на сайте, передана СМИ для опубликования и т.п.) самим органом государственной власти или управления, либо должна предоставляться на основании запроса на информацию.

Илхом Хамидов, эксперт в области цифрового права, медиаюрист

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.