Быть независимым
Это Игорь, ему 42, он живет в Израиле, последние 15 лет он работает реставратором исторических зданий. “Я фанат экстремального спорта: серфинг, лыжи, обожаю мотоциклы”.
Какое первое впечатление на вас произвел этот человек? А если так?
“Я был ранен, когда мне было 20 во время моей военной службы. Мы готовились к операции, во время моделирования операции произошла ошибка одного из офицеров. Пострадал я и мой друг. С тех пор я стал восстанавливаться и думать о том, что мне дальше делать со своей жизнью. Я потерял мою мечту, а это была военная карьера”. Во время военных действий Игорь потерял ногу.
Давайте подумаем, как общество воспринимает людей с инвалидностью. Скорее всего, как людей, у которых слабая социальная жизнь, которые заперты в своих домах, получают пособия и на этом все.
В мире по разным оценкам проживает от 1.2 до 1.6 миллиарда людей с разными типами инвалидности. Сообщество людей с инвалидностью Yoocan помогает делиться историями, находить поддержку у людей, которые прошли через похожие ситуации. Такая социальная сеть для людей с инвалидностью. Вот, например, Джейсон из Австралии работает моделью.
Возможно представить в Узбекистане, чтобы человека с инвалидностью поместили на обложку журнала? Или этой теме посвятили бы весь выпуск?
Юваль Вагнер, директор некоммерческой организации “Access Israel” говорит: “Первое, что необходимо сделать — это понять и объяснить, что такое доступная среда. Это может быть сделано несколькими путями: это могут быть встречи, мероприятия, пресса, которая пишет о проблемах. Понемногу стигма и то, как люди думают, будут меняться”.
К слову, любое СМИ в Израиле пишет о проблемах инвалидности хотя бы раз в неделю. Именно это помогло в свое время Израилю создать инфраструктуру и сделать людей с инвалидностью видимыми.
Юваль Вагнер был пилотом израильской воздушной силы до того как в результате крушения вертолета в 1987 году он не был парализован. Юваль продолжил свою службу, но уже в другой должности. Передвигаясь теперь на коляске, Юваль понимал, что в стране нет доступной среды. Он написал письмо тогдашнему президенту Израиля, Эзеру Вейцману. Чуть позже президент позвонил Ювалю и попросил создать некоммерческую организацию, которая бы занималась решением вопросов инвалидности.
Израиль — это не только нация стартапов, но и страна в которой впервые был создан акселератор для бизнеса в ассистивных технологиях, то есть технологиях, которые призваны помогать людям с инвалидностью. В США рынок ассистивных технологий превышает 45 миллиардов долларов.
Вернемся к Игорю, о котором шла речь вначале. На одном мероприятии команда из дизайнеров, медиков и инженеров сделала ему удобный протез за 72 часа. Вот что он говорил до мероприятия о своих ожиданиях: “Я хочу быть независимым даже больше чем сейчас”.
И каждый человек с инвалидностью хочет. Например, человек на коляске не может дотянуться до верхних полок шкафа. В этом ему может помочь система полок WannaReach, которые опускаются до нужной высоты нажатием кнопки.
Другая стигма, с которой люди с инвалидностью сталкиваются — это мнение, что они не должны заводить детей. Как неслышащая мама может узнать, что ее ребенок плачет? Технология Abilisense распознает звуки и подает световые сигналы.
Первоочередным для человека с инвалидностью является выход из дома. В Израиле есть ряд компаний, которые предоставляют различные автомобили для нужд людей с инвалидностью.
Еще один стереотип — люди с инвалидностью не путешествуют. Потенциальный доход от рынка инвалидного туризма в Европе составляет 166 миллиардов евро. В Израиле существует первая и единственная в стране туристическая компания Israel4all, которая предоставляет услуги для людей с инвалидностью.
Израилю понадобилось почти 20 лет на то, чтобы Игорь и другие люди с инвалидностью могли путешествовать и вести активную жизнь. Узбекистан, твой черед.
Текст, фото и видео: Дана Опарина
Комментарии