О трудовой миграции и безработице

О трудовой миграции и безработице

Некоторые события, происходящие в стране, невозможно понять без соответствующего анализа изменений, происходящих в мире. К примеру, если США каждый год призывает мигрантов к работе официально, то другие страны, в частности Россия, не признает свою потребность  в рабочей силе со стороны, но стремится привлекать людей русской национальности со всего мира через различные специальные программы.
 

Удельный вес граждан Узбекистана в этих процессах в последнее время начинает возрастать. Согласно информации Госдепа США в течение 1990-2016 гг. ежегодно 6-7 тысяч узбекских граждан получали иммиграционную визу (green card). По итогам лотереи 2019 года  из имеющихся 50 тысяч карт узбекистанцам досталось 1743 (в розыгрыше принимало участие свыше 2150 человек). По данному показателю мы занимаем 3-е место после России и Украины. В настоящее время больше 30 000 узбеков имеют гражданство США, а в России количество узбеков, получивших российское гражданство, насчитывает более одного миллиона.
 
Межгосударственная миграция людей – это естественный процесс и он может быть выгодным для всех сторон. Однако, если миллионы представителей одного народа зарабатывает на жизнь в другом государстве и живет там довольно продолжительное время, то это может стать угрозой для экономики обеих стран. По информации Центробанка России, ежегодно 3,2-3,3 млн. узбекских граждан через различные платежные системы переводят домой 2,9-3,0 млрд долларов. И это многомиллионное население проживает на территории России минимум 3-6 месяцев подряд в год.
 

Сегодня в Узбекистане проживает 19 млн трудоспособного населения и, что печально – по различным оценкам 5,5-6,0 млн из них постоянно находятся в трудовой миграции.

 
В течение 2017-2019 гг в стране резко усилились темпы урбанизации, в то время как большинство людей, прибывающих из сельских местностей, не могут найти себе работу в городе. Официальная статистика гласит, если в 2017 году официальная безработица среди трудоспособного населения составляла 5,8%, то в 2018 году данный показатель достиг 9,3% (сведения за 2019 год еще не объявлены), т.е. в государственном масштабе в каждый период 1,7-1,8 млн человек остается без работы. При этом 40,9% населения нетрудоспособно (малый или пенсионный возраст). В итоге, если в семье, состоящей из 4-х человек, не будет работать хотя бы два человека (например, родители), то семья обречена на бедное существование.  
 
Ежегодно население Узбекистана растет на 640-650 тысяч человек, соответственно трудоспособное – на 360-370 тысяч человек. Но здесь возникает вопрос: сможет ли наша экономика выдержать такой темп роста трудовых ресурсов? Ответ таков: разумеется, выдержит, если систематически осуществлять определенные меры. Не только выдержит, но и появится потребность в рабочей силе со стороны.
 

Но, к сожалению, в республике постоянно проживает лишь около 60% от общего числа трудоспособного населения, остальные 40%  в большинстве своем постоянно ищет работу или источник дохода вне страны. Почему?

 
Мы многие годы обманывали себя и других, говоря, что у нас относительно дешевая рабочая сила. На самом деле это не так и этому есть свои причины:
– минимальная стоимость потребительской корзины – недешевая (и речь здесь не о завышенных показателях). Если человек не может достаточно заработать себе на жизнь , то он стремится сделать это в другой стране;
– неквалифицированная рабочая сила дешевая, даже обыкновенный кондитер, имеющий хоть немного квалификации, меняет место работы минимум 2 раза в год, пока не найдет работу с подходящей зарплатой. То есть сегодня стоимость квалифицированной рабочей силы, к тому же специалиста не менее 2,5-3,0 млн сум в месяц;
– у нас есть владельцы бизнесов, которые могут платить любую зарплату квалифицированным рабочим, но они требуют абсолютно другую квалификацию, а не ту, что дают общеобразовательные учреждения и высшие учебные заведения. В результате они вынуждены принимать на работу «недозрелую» рабочую силу и затрачивать на её обучение большие средства. То есть люди, имеющие хоть немного квалификации, все больше начинают добиваться у работодателя желаемого уровня дохода. Лучшие уехали, а у оставшихся вот такие вот требования…
 

Вывод таков: у нас быстро растет количество населения, в том числе трудоспособного, но от этого выигрывает не экономика Узбекистана, а соседние страны. К примеру, многие получают высшее образование в Узбекистане, но применяют его за рубежом. 

 
В экономике есть такое понятие: народ, у которого средний коэффициент объема семьи в составе населения растет на 2,5% (например, узбекский народ), имеет большое преимущество при развитии экономики, т.е. имеет относительно дешевые и полноценные трудовые ресурсы. И наоборот, если средний коэффициент объема семьи составляет 1,9%, то такой народ не восстановится и его исчезновение неизбежно.
 
Если в ближайшие 5-6 лет в Узбекистане не будет создано минимум 4-5 млн рабочих мест, то начнется массовый отток из страны экономически активной части населения и процесс этот усиливаясь, приблизит неизбежный кризис. Подтверждение этой мысли можно увидеть, если изучить показатели временной миграции и миграции экономически активной части населения, которая наблюдалась в течение 2019 г.
 
Так почему же, в 2018-2019 гг  уровень безработицы в стране возрос , а объем трудовой миграции резко поднялся? На наш взгляд, есть несколько причин этому:
•  С 2018 года в России растет потребность в большой рабочей силе для строительных проектов, реализуемых согласно национальным программам, что в свою очередь повысило уровень зарплаты (это видно из роста объема денежных переводов мигрантов) и привлекательность этой сферы для мигрантов;
•  В 2017 году у узбекистанцев были большие надежды на новый политический и экономический строй, однако упор на сферу строительства вместо сельского хозяйства, резкое снижение реального дохода и отставание количества новых рабочих мест от уровня роста населения в результате реформ, снова привели молодежь к решению о миграции;
•  Реформы, реализуемые с 2019 г. в налоговой и таможенной сферах окончательно привели в упадок малый и средний бизнес, многие потеряли надежду и начали искать удачу за границей;
•  Вдобавок узбекские чиновники начали создавать новые рабочие места не на деле, а на бумаге, неправильно оценив настоящее положение дел. Например, очень смешно и печально выглядела попытка одного Председателя преподнести количество физических лиц, перешедших на уплату подоходного налога, как количество вновь созданных рабочих мест.
 

Но самое печальное в том, что сегодня наша экономика, обеспечивающая ежегодный рост ВВП на 5-6%, с имеющимся объемом и внутренней структурой может обеспечить работой минимум 1,5-2,0 млн человек. Вся проблема в несоответствии спроса и предложения на рабочую силу по территориям и специальностям. Если бы внимание было обращено на районы, особенно на сельские местности, где рабочая сила в избытке, и на сферы, в которых требуется рабочая сила в большом количестве, то частичное решение этой проблемы было бы обеспечено. С 2000 годов межотраслевой баланс между относительным соответствием структуры населения, трудовых ресурсов и рабочих мест не составляется и, к сожалению его не планируют составлять.

 
Например, сегодня в сфере строительства наблюдается большой спрос на сантехников, сварщиков, механиков и операторов строительных машин, чем на общестроительные специальности. Они требуют небольшую квалификацию и ее можно приобрести в процессе трудовой деятельности.
Та же ситуация и в сельском хозяйстве: большой спрос на механизаторов и механиков, агротехников и мелиораторов, т.е. на узкие специальности. Но в кишлаках их никто не готовит.
 
Отправка семьям денежных средств – это положительная сторона и в то же время трагедия существующей трудовой миграции. Ежегодно из различных источников и стран через официальные и неофициальные каналы в страну поступает минимум 5-6 млрд денежных средств. В этом смысле, на сегодняшний день, экспорт трудовых ресурсов занимает существенную долю в экспортном потенциале страны.  
 
Иначе говоря, экспорт трудовых ресурсов необходим для Узбекистана, так как он:
•  огромный источник денег и инвестиций для экономики;
•  экспорт всех экономических и социальных проблем, связанных с работоспособной, но не очень квалифицированной молодежи с низкой культурой;
•  самый легкий способ сокращения недовольства активной части населения;
•  искусственное изменение баланса между спросом и предложением во внутреннем потребительском рынке, т.е. самый простой способ повышения спроса (сами люди в другом месте, но их доход здесь);
•  отличные условия для того, чтобы заботу правительства о бедных и малоимущих семьях возложить на членов этих же семей.
 

Если бы правительство всерьез поставило бы цель остановить трудовую миграцию и создать новые рабочие места, то этот вопрос был бы решен окончательно за 1-2 года.
 

В настоящее время размер номинальной зарплаты в сфере народного хозяйства чуть выше 2,0 млн сум. Если предположить, что объем производственных средств превышает объем трудовых ресурсов в 3 раза, то для создания 1 млн рабочих мест в государственном масштабе потребуется 3,2 млрд долларов США, т.е. на долю каждой области и Республики Каракалпакстан придется приблизительно по 250 млн долларов. Неужели эти деньги проблема для нас? Нет, проблема вообще не в размере нужных средств. Тогда что нужно делать? 
 
•  Во-первых, поддержать малый и средний бизнес, удовлетворить его потребности в материальных и финансовых ресурсах в тех регионах, где самый большой объем трудовой миграции. Для этого необходимо снижать кредитные ставки и открывать более широкие возможности для использования природных ресурсов;
•  Определить, в каких специальностях сегодня нуждаются развивающиеся отрасли экономики (программисты, сантехники, механики-операторы, агенты по продажам и т.д.), создавать инфраструктуру подготовки и переподготовки кадров в этих сферах (пусть даже за счет государства); 
•  Создавать в сельских местностях новые предприятия, условия для увлекательного времяпрепровождения молодежи, спортивные сооружения путем предоставления различных экономических льгот;
•  Восстанавливать в сельских местностях мелиорацию, энергетику, газовую и водную инфраструктуру, автомобильные дороги. Тогда и увеличится количество новых рабочих мест.
 

Мы не всегда заявляли на основе глубокого анализа, говоря, что у нас относительно дешевая рабочая сила. На самом деле это не так. 
 

Сегодня требуемая средняя заработная плата по стране составляет минимум 2-3 млн сум и это высокий показатель по сравнению с соседними государствами. Она сравнима с показателями в Китае и Индии. Как мы можем быть конкурентоспособными?
 

Итак, если поставить вопрос ребром – трудовую миграцию невозможно объяснить отсутствием работы в Узбекистане или маленькой зарплатой. На самом деле ее можно окончательно решить за 3-4 года, поставив ее приоритете.  Но кому это сегодня нужно?
 

Если опираться на вышесказанное – почти никому.
 
Конечно, это наше личное и не имеющее претензий на полную объективность мнение.
 
Бобур Жулкумбой

фото: DW

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.