Эксперт: мораторий на вырубку содержит слишком много лазеек
Правительство ввело мораторий на вырубку ценных видов деревьев до конца 2020 года, ожидалось, что документ решит проблему и расставит все точки над i, но в итоге возникло еще больше вопросов. В интервью Anhor.uz Татьяна Югай, руководитель компании Landshaft.uz и ландшафтный дизайнер, рассказала, почему экспертное сообщество не удовлетворено принятым указом.
— Каково ваше отношение к указу о введении до 31 декабря 2020 года моратория на вырубку ценных видов деревьев и кустарников, не входящих в государственный лесной фонд?
— Я рада, что нас – экспертов, общественность услышали и объявили, наконец, мораторий. Это победа людей, которые боролись за экологию и право дышать чистым воздухом. Другое дело, что документ не совсем отвечает ожиданиям.
Тотальная вырубка деревьев или их варварская обрезка идет с начала нулевых. Такое «благоустройство» осуществляется по всей стране. Проблема с каждым годом набирала обороты – каждый по своему усмотрению распоряжался деревьями, принадлежащими городу, и оставался безнаказанным.
Не так давно произошел вопиющий инцидент: «Туронбанк» сделал реконструкцию здания. И чтобы это событие не осталось незамеченным окружающими, руководство банка решило срубить чинары, которые росли вдоль здания. То есть здоровые и красивые чинары были уничтожены для того, чтобы всем показать фасад из алюкобонда. И никто не понес ответственности за это преступление. Теперь значительный отрезок тротуара оказался под палящим солнцем.
— Как поменяется ситуация теперь, когда объявили мораторий?
— Боюсь, что коренных изменений не произойдет. В документе содержится слишком много лазеек, поэтому его можно интерпретировать по-разному. Например, те же предприниматели, которые ради рекламы фасада своего здания не постыдились вырубить деревья, смогут и дальше уничтожать природу, оправдывая тем, что те или иные деревья не относятся к ценным. Критерий очень зыбкий – ценное и не ценное дерево. Нельзя проводить такую черту. В нынешней ситуации, ценно каждое дерево – лиственное и хвойное. Поэтому необходимо ввести мораторий на вырубку любых живых деревьев.
К слову, на днях появилась новость, что в столичном парке имени Абдуллы Кадыри построят первую в Узбекистане японскую гостиницу. Всем очевидно, что в ходе строительства будут вырублены «лишние» деревья и мораторий никого не остановит, потому что на уровне городского хокимията дается согласие на строительство отеля на территории парка. Возникает вопрос, неужели во всем Ташкенте не нашлось другого места для строительства гостиницы?! Неудивительно, что народ отнесся к указу о введении моратория без особого энтузиазма.
— Какие еще проблемы в этой сфере остаются нерешенными?
— Наша самая большая проблема – необученный, профнепригодный персонал. Из-за их неправильной работы огромное количество деревьев болеют и погибают. В частности, некомпетентные работники часто спиливают здоровые стволы или всю крону вековых деревьев, что приводит к их гибели. Эта не менее серьезный вопрос, чем вырубка зеленых насаждений. Однако эта проблема официально нигде не отражена. Безграмотная обрезка и кромсание деревьев должно быть прекращено в законодательном порядке.
Замечу, что в нашей стране предлагаются неплохие инициативы по улучшению климата, другое дело, что на практике они плохо работают. Причина одна и та же — профнепригодность тех людей, которые отвечают за реализацию проектов. Мы неоднократно обсуждали с главным агрономом Ташкента Хушнудом Якубовым необходимость организации встреч между отечественными и иностранными специалистами для обучения и обмена опыта. В частности, эксперты из России и Италии готовы разработать курс повышения квалификации для кадров Узбекистана. Но, все дело в том, что такие решения должны приниматься совсем на другом уровне. И решения эти пока не приняты.
— Выходит, что ландшафтным озеленением сегодня занимаются фактически люди с улицы?
— Отчасти это так. Это можно заметить и по недавно открывшемуся парку Tashkent City, строительство которого обошлось в кругленькую сумму. Город построил красивый парк, но он должен быть не только эффектным и впечатляющим, но и функциональным. Да, использован дорогой посадочный материал, однако работа, с технической точки зрения, выполнена непрофессионально.
Например, дорожки выложены из мелкозернистой фактурной брусчатки, но при этом клумбы подняты над уровнем брусчатки на 10-15 см. При первом же проливном дожде грязь из клумб хлынет на дорожки и обслуживающий персонал без помощи Karcher не сможет отмыть их. Если бы растения были посажены на 10-15 см ниже уровня тротуара, то таких проблем не было бы. Кроме того, в парке очень много экзотических растений, которые совершенно не приспособлены к местному климату. Да и частота посадки задана неверно. Широкие дорожки со скамейками должны были утопать в тени, а кустарники не должны закрывать обзор. Роскошные хвойные растения чудесно смотрелись бы в хвойной композиции в центре лужаек, березы — в букетной группе. Но все это было не учтено.
— Правительство регулярно рапортует о том, что по линии государства посажено тысячи деревьев. Как вы относитесь к таким акциям?
— В принципе, радует, что на государственном уровне ведутся такие работы. Но хотелось бы, чтобы посадочный материал был более качественным. От надвигающей экологической катастрофы нас спасет массовая посадка окрепших саженцев с развитой корневой системой. А еще лучше, если будем сажать крупномеры. У государства есть возможность выделить определенную сумму для закупки и посадки крупномеров в больших городах страны, но почему-то у нас принято сажать маленькие и неокрепшие саженцы, большая часть из которых в дальнейшем погибает. Поэтому надо брать не количеством, а качеством. Какой смысл сажать 100 тыс. небольших, хрупких саженцев, из которых выживут не больше 10%, а те, что уцелеют — дадут первый куб листвы не раньше чем через 10-12 лет. Намного эффективней и рентабельней посадить 1 тыс. взрослых, сформированных деревьев.
— С вашей помощью в Ташкенте организовано волонтерское движение «Зеленый город», в рамках которого жители столицы на собственные средства покупают и сажают деревья на улицах города. Какое количество деревьев необходимо посадить, чтобы восстановить нарушенный экологический фон?
— Гораздо больше, чем было раньше. За последние годы число автомобилей, кондиционеров, промышленных объектов в стране выросло в разы. Следовательно, количество зеленых насаждений тоже должны увеличить. Как известно, деревья не только очищают воздух, но и препятствуют распространению выхлопных газов, гасят уровень шума, смягчают температуру и сухость воздуха. Поэтому очень важно в самое ближайшее время утроить то количество зеленой массы, которое так преступно было погублено.
Элина Рустамова
Материалы по теме:
Открытое письмо руководству страны
Комментарии