Проект Кодекса ННО: законодатели не готовы смягчать ограничения
1 февраля в Кабинете Министров будет представлен проект Кодекса о негосударственных некоммерческих организациях. Ряд экспертов уже ознакомились с законопроектом. Специалисты утверждают, что Кодекс требует серьезной доработки. Корреспондент Anhor.uz выяснила, с какими статьями не согласны сотрудники ННО и какую поддержку они ждут от государства.
4 октября 2019 года глава государства подписал постановление «О дополнительных мерах по повышению эффективности общественного контроля за проводимыми реформами в социально-экономической сфере, а также активности граждан в осуществлении демократических преобразований в стране». Президентом было поручено образовать рабочую группу для подготовки проекта Кодекса Узбекистана о негосударственных некоммерческих организациях, который должен быть внесен в Кабинет Министров до 1 февраля 2020 года. Рабочей группе было поручено кодифицировать и систематизировать законодательство в этой сфере на основе изучения передового зарубежного опыта и сформировавшейся национальной правоприменительной практики.
Проект Кодекса готов, однако, по словам экспертов, документ не отвечает требованиям указа президента и его утверждение в нынешней редакции может нанести вред развитию гражданского общества в Узбекистане.
Так, директор ННО «Институт демократии и прав человека», член Консультативного совета при президенте Республики Узбекистан, кандидат юридических наук Сайёра Ходжаева сообщила Anhor.uz, что проект Кодекса разработан второпях и без участия представителей ННО.
«Во многих европейских странах один человек в течение трех дней может без труда зарегистрировать ННО. У нас учредителями должны быть не менее 10 человек, а процесс регистрации длится месяц. Мы предлагали в новом Кодексе сократить число учредителей хотя бы до пяти человек, а срок регистрации до 10 дней, но нас не услышали», — говорит Сайёра Ходжаева.
Кроме того, в документе очень много барьеров, которые не дают спокойно и комфортно развиваться ННО. Например, обязательное согласование зарубежных поездок.
«Это ограничивает свободу действий ННО. Также в проект Кодекса вошли и подзаконные акты, изданные Минюстом, которые тоже ограничивают свободу действий ННО. В частности, неправительственные некоммерческие организации должны в обязательном порядке согласовывать все свои мероприятия. При этом необходимо за 20 дней до проведения мероприятий предоставить полную информацию с паспортными данными и родом деятельности обо всех участниках, в том числе, иностранных гостях. Неудивительно, что многие граждане, желающие открыть ННО, боясь бюрократических препон, отступают от своих намерений», — сказала Сайёра Ходжаева.
По данным Министерства юстиции РУз, в республике зарегистрировано более 10 500 ННО. Но, по мнению Сайёры Хожаевой, статистика сильно преувеличена. Более 6 тыс. ННО – это организации, созданные и действующие при постоянной поддержки государства. У них нет финансовых проблем, они не испытывают трудности с арендой помещений, обеспечены постоянной зарплатой, машинами, то есть по факту к негосударственным некоммерческим структурам они не имеют никакого отношения.
Дилдор Алимбекова – председатель ННО «Национальная ассоциация микрофинансовых институтов» считает, что, прежде всего, необходимо переименовать Кодекс. Слово «негосударственная» предусматривает, что ННО должны быть вне государства, но ведь в действительности это не так. Правильней будет, если документ переименуют, как Кодекс Узбекистана о неправительственных некоммерческих организациях, как это принято во многих странах мира.
«Проект Кодекса предусматривает свод всех существующих законов. Авторы постарались свести воедино все разработанные законы, при этом сохранили ранее прописанные барьеры», — сказала Дилдор Алимбекова.
Речь о том, что авторы Кодекса не отменили практику рассмотрения и одобрения каждого транша, полученного гранта по отдельности. Как правило, работники ННО получают грант не сразу – финансируемая сторона делит сумму на три-четыре транша. Проблема заключается в том, что негосударственные некоммерческие организации после получения каждого транша обязаны уведомлять государство об этом и представлять сведения от кого, зачем и для чего был получен грант. И так каждый раз пока не будет полностью освоен весь грант. То есть работники отрасли вынуждены по несколько раз предоставлять полную информацию по одному и тому же проекту, что отнимает много времени, как у сотрудников ННО, так и у сотрудников министерства юстиции, которое осуществляет свою деятельность за счет налогоплательщиков.
В свою очередь Диловар Кабулова – директор ННО «Центр поддержки гражданских инициатив» обратила внимание, что проект Кодекса не отвечает требованиям указа президента от 4 мая 2018 году «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны».
«Мы не увидели в документе ничего из того, что было написано в указе главы государства. Когда был подписан этот указ, работники ННО вздохнули с облегчением и поняли, что отныне смогут спокойно и без бюрократической волокиты работать. Оказалось, что мы рано радовались», — сказала Диловар Кабулова.
Помимо вышеперечисленного, Диловар Кабулова считает, что государству давно пора начать вести электронную регистрацию ННО. «Это помогло бы создать достоверный реестр негосударственных некоммерческих организаций, зарегистрированных в стране. То есть данные по ННО хранились бы в открытой форме и каждый человек имел бы возможность ознакомиться, чем занимаются местные ННО, откуда они берут гранты и для каких целей их используют, изучить ежегодные отчеты организаций о проделанной работе и т.д.», — отметила эксперт.
В 2018 году в рамках указа президента от 4 мая 2018 года в областных центрах и г. Ташкенте на базе пустующих и неэффективно используемых объектов государственной собственности должны были создать «Дома негосударственных некоммерческих организаций». В них по нулевой ставке аренды планировалось разместить ННО, осуществляющие свою деятельность в социально значимых сферах. Согласно документу дома ННО должны были появиться по всей стране до 1 января 2019 года. Однако в настоящий момент в Узбекистане создано всего два дома. По мнению работников отрасли, это свидетельствует о том, что все старания и призывы президента, заинтересованного в повышении роли институтов гражданского общества, остаются пока неуслышанными, чиновниками, принимающими решения.
Элина Рустамова
Материалы по теме:
Комментарии