Anhor.uz выяснил, как влияет тонировка на безопасность вождения и почему любителей глухой тонировки не пугает ни большой штраф, ни угроза попасть в ДТП.


 

В жизни присутствуют отдельные ограничения, которые, на первый взгляд, продиктованы требованиями безопасности и разумны. Однако, при этом правительственными нормами эти ограничения иногда снимаются, если за их несоблюдение заплатить отдельно.

В июле 2012 года Кабинета Министров принимает постановление, согласно которому, светопропускание передних лобовых, боковых и задних стекол на всех автотранспортных средствах должно составлять не менее 70%.  Спустя шесть лет Кабмин выпускает постановление в которое была добавлена новая норма: «Данные требования не применяются к стеклам люков, установленных на крыше автотранспортного средства, а также к тонированным (затемненным) стеклам автотранспортных средств, установленным на основании разрешения органов внутренних дел».

В Административный Кодекс РУз введены нормы, предусматривающие штрафные санкции за езду на автомобиле со светопропусканием стекол менее 70%. За 10 месяцев 2019 года органами ГСБДД при МВД Узбекистана было выдано около 16 тыс. разрешений на нанесение тонировки автостекол. При этом 1 400 водителей были оштрафованы за незаконную тонировку. В Государственный бюджет и в «Фонд развития материально-технической базы, стимулирования и поощрения сотрудников Государственной службы безопасности дорожного движения» поступили многомиллионные суммы.

Anhor.uz выяснил, как влияет тонировка на безопасность вождения и почему любителей глухой тонировки не пугает ни большой штраф, ни угроза попасть в ДТП.

Упомянутым Постановлением от 18.07.2018 правительством было разрешено физическим лицам тонировать стекла за отдельную плату – для 90 МРЗП (более 16 млн сумов). 2 августа 2019 года правительство упростило требования упростили и снизили о стоимость разрешения в разы.

Так, заднее лобовое стекло без соответствующего разрешения может быть затонировано до 100%. Задние боковые окна  могут быть затонированы до 100%, но эта услуга обходится автомобилистам в 10 МРЗП в год (2 230 000 сумов).  Светопропускаемость передних боковых окон не должна быть ниже 50%. Стоимость тонировки передних и задних окон (закон запрещает тонировать только передние боковые) составляет 50 МР (11 150 000 сумов). Переднее лобовое стекло – допустимо нанесение тонированной ленты диаметром 14 см – с тонированием до 100%. Подтверждением легальной тонировки служит специальная эмблема с голограммой на лобовом стекле автотранспорта.

Упрощение законодательных требований не решило проблему незаконной и неправильной автомобильной тонировки. Автовладельцы тотально нарушают стандарты и технические требования. Как следствие, на улицах Ташкента количество машин с 100% светонепропускаемостью т.е. полностью затемненными стеклами постоянно растет. По мнению автоэкспертов, это представляет особую опасность в непогоду и в темное время суток, поскольку очень мешает оценить ситуацию на дорогах. Многие водители, особенно начинающие, в такой ситуации излишне нервничают (нет достаточного переднего обзора) и совершают нарушения ПДД, пытаясь уйти от плохого обзора движения. На сегодняшний день в Узбекистане не ведется статистика того, сколько ДТП произошло именно по причине неправильной тонировки, поскольку очень трудно выявить, что в реальности было причиной ДТП (как правило, они следствие нескольких причин одновременно).

В мае 2019 года штраф за тонировку без разрешения был повышен в 25 раз - с 1 до 25 МРЗП. Судя по количеству штрафов и ситуации на дорогах Ташкента повышение штрафа не заставило водителей соблюдать принятые стандарты. Владельцы, автомобилей с нулевой светопро­ницаемостью стекол, не имея специальные разрешения органов ГСБДД, свободно передвигаются по городу. Как они избегают ответственности и почему в отношении правонарушителей не принимаются более жесткие меры - непонятно.

Как сообщили Anhor.uz в столичном УБДД, за 10 месяцев 2019 года Управление дорожной полиции Ташкентского городского управления полиции выпустило «административные протоколы против 1418 водителей, передвигающихся без соответствующего разрешения». То есть более 1400 автовладельцев были оштрафованы за самовольное нанесение тонировки. Из ответа УБДД неясно, входят ли в это число машины, водители которых сделали тонировку с нулевой светопроницаемостью.

Штраф за неправильную и незаконную тонировку составляет более 5 млн сумов. За повторное нарушение штраф составляет 40 МРЗП (более 8 млн сумов). Собранные деньги от штрафов распределяются следующим образом: 45% средств поступает в государственный бюджет, а 55% на счет МВД РУз.

Всего в прошлом году за 10 месяцев Департамент внутренних дел города Ташкента выдал лицензию на тонирование для 15 700 транспортных средств.

Как сообщили изданию в Государственном таможенном комитете Узбекистана, в страну было ввезено 223 единицы приборов для определения светопропускаемости стекол (Модель - МС019 000 00 ПС). Причем ввезены они были физическими лицами. В частности, четверо граждан завезли в страну более 200 приборов, из которых 35 сегодня находятся в распоряжении УБДД. 35 приборов на всю страну – это очень мало. Таможенный комитет не уточнил Anhor.uz, кому принадлежат остальные приборы.
Как сообщил в интервью Anhor.uz руководитель Федерации автовладельцев России, автоэксперт Максим Едрышев, с точки зрения безопасности дорожного движения тонировка с низкой светопропускаемостью существенно снижает обзорность и контроль ситуации вокруг.

«Затемнение стекол, особенно передних боковых и лобовых окон заметно ухудшает видимость в темное время суток и при неясной погоде. Тонировочная пленка создает блик света и сужает обзор. Поэтому в дождливую погоду многие водители тонированных машин вынуждены полностью открывать передние окна, когда паркуются, чтобы как-то видеть и иметь обзор. Даже при 20% светопропускамости водителю сложно сориентироваться, он может не заметить приближающегося пешехода или транспортное средство. Понятно, что глухая тонировка, то есть 100%, представляет еще больше риска», - сообщил Максим Едрышев.

Проверка процента светопропускания стекол в России проверяется с помощью специальных технических средств, обязательность использования которых указана в Кодексе об административных правонарушениях. На данный момент в реестре указаны три прибора, имеющие свидетельство на 2020 год: Тоник, Блик-Н, Свет.

В Узбекистане никакие специальные требования к погодным условиям при проведении проверки уровня тонировки не установлены. Кроме того, допускается проведение замера светопропускания на основании эксплуатационной документации на фотометр. Все общие требования убраны из Госстандарта, а проверка проводится согласно эксплуатационной документации измерительного прибора. Также непонятны установленные требования к приборам замера уровня светопропускания, нам неизвестен перечень разрешенных к эксплуатации марок приборов замера. Проверка степени тонировки стекла возможна только в одной лаборатории агентства «Узстандарт» в Ташкенте.

В Узбекистане, автопроизводители практикуют частичную тонировку стекол своих автомобилей. К примеру, все автомобили компании GM Uzbekistan комплектуются стеклами, со светопропусканием, как минимум в 70%. Причем, это касается, как стекол местного производства, так и импортных автостекол. Дополнительная тонировка, установленная водителями автотранспортных средств, будет затруднять обзор водителей - участников дорожного движения.
 
Гузальбегим Халибаева