Женщина с факелом. История одного выселения застройщиком
Вот уже месяц как жительница Самарканда Дилором Розикова находится под стражей за то, что бросила горящее полотенце в сторону сотрудников Бюро принудительного исполнения, которые по решению суда принудительно выселили ее и сестер из собственных квартир. Ей грозит до пяти лет тюрьмы. Anhor.uz попытался воссоздать хронику того дня и выяснить, что толкнуло ее на этот шаг.
«Я думала, они весной начнут… Не сейчас же… Зима. Холодно. Снег. Четверо детей» — говорила она знакомой. Но холод, дети не остановили. Придя домой, Дилором увидела, что квартиру уже взломали, а в подъезде и на пороге своей квартиры более 20 сотрудников Бюро принудительного исполнения и милиции. Что произошло дальше — знает уже вся страна. Как отмечает источник, за месяц, что находится Дилором в СИЗО, ничего не изменилось, застройщик продолжает разбирать дом по кирпичам.
Отметим, что заключение под стражу Дилором Розиковой является самой строгой мерой из представленных в законодательстве. Адвокат Розиковой и Комитет женщин почти сразу после задержания Дилором подали ходатайство о замене меры пресечения на имущественный залог до судебного разбирательства. Судя по тому, что Дилором все еще находится в СИЗО, в ходатайстве было отказано.
Что осталось за кадром
Все началось 2017 году, когда жители четырех двухэтажных домов (№ 43, 45, 47, 49) по улице Навои шох в Самарканде узнали, что по решению хокима города их дома пойдут под снос. На их месте ООО Silk voyage, зарегистрированная в реестре как предприятие, предоставляющая услуги в области воздушного транспорта с уставным фондом в семь миллионов сумов (примерно 750 долларов), планирует построить семиэтажный дом. Примечательно, что застройщик проживает в одном из сносимых домов. По словам источника, пожелавший остаться не названным, застройщик изначально заверил Дилором и других жильцов в том, что дом № 43 и № 49 не пойдут под снос, но в последующем изменил свое решение (на сегодняшний день застройщик демонтировал дом № 49, где жила Розикова, а дом № 43, где проживает владелец компании, не тронут).
Дилором и ее сестра, которая жила с ней на одной лестничной площадке, были против переезда. У них были квартиры с хорошим ремонтом, в двух шагах от школы и родительского дома, поэтому они наотрез отказались вести переговоры с застройщиком. Компания не захотела мириться с их выбором и подала на них в суд, требуя принудительно выселить сестер Розиковых. Однако прокуратура Самаркандской области опротестовала решение хокима и указала на нарушения ряда статей Закона «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников».
Но, в 2018 году вопреки протесту прокурора временно и.о. хокима города Талант Эсиргапов (позже летом 2019 года против него было возбуждено уголовное дело по статье 209 «Должностной подлог»), вновь вынес (восстановил в силе) решение о сносе четырех домов. Это было незаконное решение, так как застройщик не смог получить полного согласия жильцов, как того требует закон (изначально 10 из 12 квартир были против переезда), а в качестве законодательной базы хокимият ссылается на утративший силу нормативно-правовой акт. Тем не менее, суды первой и второй инстанции встали на защиту собственников.
Однако, позже застройщик, заручившись поддержкой хокимията (городская администрация выступила основным истцом) по новому кругу подал иск в те же суды, где ранее фирма потерпела поражение. В этот раз победил застройщик в тандеме с хокимиятом. Примечательно, что среди рассматривавших дело судей были те же судьи, которые в первый раз вынесли решение в пользу семьи Розиковых. Судей даже не смутило, что по закону недопустимо их повторное участие в одном и том же деле.
Отметим, что в деле есть судебное решение в части сноса домов № 43, 49, которое было принято без участия многих жильцов этих домов. Также подчеркнем, что гражданский суд априори не имел права рассматривать данное дело, так как оно было подведомственно административному.
При этом в своих исковых заявлениях хокимият и застройщик объясняют снос «общественными нуждами». В свою очередь, судьи согласились с ними несмотря на то, что есть исчерпывающий список того, что подпадает под общественные и государственные нужды. Кстати, изношенность дома составляет всего 15% и он относился к категории «малоизношенных». Напротив, как сообщил источник, застройщик принудительно переселяет собственников в дом более старой постройки, а это возможный новый снос в перспективе.
На сегодняшний день, застройщик нескольким жильцам приобрел новую квартиру, выплатил обещанную сумму денег, но большая часть собственников проживают в съемных квартирах. Они подписали с компанией договор на долевое участие и уже несколько лет ждут, когда застройщик приступит к строительству новостройки. Как сообщил источник Anhor.uz, люди пошли на мировую, видя, как тщетно Дилором и другие жильцы пытаются отстоять свои права.
На Розикову оказывали психологическое давление
Зачастую те, кто сталкиваются с незаконным сносом и выселением из собственного жилья, после нескольких проигрышей, опускают руки и соглашаются на условия строительной компании, так как не верят в то, что смогут отстоять свои права. В этом плане Дилором была сильной женщиной, не умевшей легко отдавать то, что ей принадлежало, заметил наш источник. Она до самого конца не теряла веру в то, что ее не выселят и закон защитит ее. Но, Дилором обошла абсолютно все государственные инстанции, пытаясь обратить внимание на нарушение прав собственности, однако нигде не смогла найти поддержку. Теперь Дилором, в одиночку воспитывающей сына-подростка, грозит до пяти лет тюрьмы.
Из разговоров с ее знакомыми Anhor.uz удалось выяснить, что в настоящее время сын Дилором находится у родственников. Он тяжело переживает отсутствие мамы и принудительное выселение из собственного дома. Он две недели не ходил в школу после увиденного ролика о сносе дома с участием его мамы, распространенного муниципалитетом.
Окружающие отзываются о Дилором, как о порядочном и честном человеке. Правда, в последнее время некоторые люди пытались очернить ее репутацию и оказывали психологическое давление. В частности, на стенах дома писали о ней грязные слова, подбрасывали под ее дверь баранью голову, мешки отходов. Кстати, среди жильцов, которые были против переезда, есть и заслуженная учительница Самарканда, находящаяся последние месяцы за пределами страны на лечении. Ей только устно обещают выплатить компенсацию, не заключая договор.
И еще, у Дилором была доверенность представлять ее интересы и вести переговоры касательно квартиры. Получается она защищала и квартиры своей семьи и собственность этого пожилого человека. Когда застройщик расплатится с заслуженной учительницей Самарканда и какое наказание его ждет за демонтаж чужого жилья – неизвестно, так же как непонятно, что будет с Дилором, какое наказание вынесет суд за попытку защитить свое имущество и как застройщик уладит имущественный спор с семьей Розиковых.
Элина Рустамова
Материалы по теме:
Комментарии