Как выжить СМИ Узбекистана в условиях пандемии
СМИ и журналисты не попали в перечень тех, кого государство намерено поддержать экономически в условиях карантина. Самоизоляция, ограничение в передвижении, объявленный карантин повысил спрос на информацию и, как следствие, количество посетителей и зрителей электронных медиа резко возросло — в среднем в три раза. Работы у журналистов значительно прибавилось. Да, и власти видят большую опору в СМИ в противостоянии эпидемии. Вместе с тем, большинство руководителей изданий опасаются финансового коллапса под влиянием карантина. Сложнее всего приходится печатным изданиям, которые из-за невозможности работать временно прекратили деятельность. Реклама остается основным источником финансов частных СМИ. Большинство изданий, за редким исключением, не имеют «подушки безопасности», которая бы обеспечила бесперебойную работу редакций в условиях сокращения объемов рекламы, рынок которой только стал формироваться последние два-три года. Anhor.uz опросил коллег из других СМИ, как повлияла пандемия на деятельность изданий.
Главный редактор UzReport Гулноза Хусанова
Пандемия не могла не сказаться негативно на общей экономической ситуации и, в частности, на сфере рекламы. Доходы от рекламы падают, и эта тенденция будет продолжаться. При этом UzReport TV работает в усиленном режиме, это принципиальная позиция, так как в этот непростой период мы считаем необходимым оперативно, в полном объеме информировать население. Кроме того, совместно с АИМК, с первых дней карантина, начали ведение брифингов в прямом эфире, запустили новые проекты по теме пандемии — «Дневник карантина» для детей, передачу «Вахимасиз коронавирус» — с участием психологов, вирусологов, инфекционистов и др. Также внедрена учебная программа «Теледарс» для школьников 10-11 классов. Обратная связь показывает, что это нужно людям, о чем говорят и возросшие рейтинги как самого телеканала, так и рост аудитории в диджитал.
Сотрудники телеканала UzReport TV в настоящее время разделены на три группы: 1. Мобильная (front-office). В нее входят все специалисты, от которых напрямую зависят трансляции. 2. Группа удалёнки (back-office) — часть журналистов, корректоров, переводчиков. В основном, они поддерживают диджитал-ресурсы. 3. Эта резервная группа, специалисты которой в случае форс-мажора могут заменить людей из мобильного состава. Оперативной работы стало намного больше, многие вопросы требуют быстрого, грамотного реагирования. Это мобилизует сотрудников. Что касается влияния карантина – политика канала стала максимально гибкой, способной адаптироваться к работе в любой форс-мажорной ситуации. Она полностью отражает принцип работы частного независимого канала, соответстующего общепринятым стандартам мировых СМИ.
Тимур Абдулин, главный редактор Repost.uz
Пока нам сложно оценить, насколько сильно кризисная ситуация сказалась на финансовой составляющей издания. Понять масштабы убытков мы сможем не раньше, чем через месяц. В основном, мы потеряли рекламодателей, которые приостановили свою работу на период карантина и были вынуждены временно отказаться от рекламы на Repost. Но есть и положительная сторона – у нас появилось больше клиентов, продвигающих онлайн-услуги. Это хороший кейс о трансформации в кризисных условиях, который в последующем можно будет изучить подробнее.
В целом, экономическая модель издания не изменилась. За исключением того, что в условиях кризиса мы решили пойти навстречу компаниям, которые занимаются доставкой еды, социально важного продовольствия и медикаментов. Это сделано в целях безвозмездной помощи предпринимателям, которым сейчас также приходится нелегко. Сейчас редакция Repost.uz работает удаленно. При этом все обязательства перед сотрудниками по выплате и размерам гонораров полностью сохранены. Самый главный минус в удаленной работе – невозможность проводить утренние «летучки» и планерки. Дистанционно тяжелее генерировать идеи. Есть еще некоторые опасения по поводу дисциплины и доступности сотрудников в течение рабочего времени.
У Repost резкий рост трафика на все новости, где упоминается коронавирус. Среднесуточный рост трафика на сайте за последние три недели увеличился на 50-55%. Кроме того, мы наблюдаем резкий рост подписчиков в социальных сетях. У нас заметно вырос объем работы, поэтому мы ввели обязательное дежурство в вечернее время и выходные дни, а также разработали контент-план по авторским материалам, связанным с коронавирусом.
Виктор Михайлов, главный редактор Nuz.uz
Пока мы не столкнулись в полной мере с последствиями кризиса. Но, по всей вероятности, спустя небольшой промежуток времени нас это не минует. Тем временем, мы заметили, что у нас резко увеличилось количество посещений сайта — показатель вырос в три раза. Что касается наших рекламодателей, пока, они не приостановили с нами сотрудничество. Но, мы не исключаем, что ситуация может поменяться и наши клиенты могут сократить свои расходы на рекламу и информационные материалы.
С 30 марта редакция Nuz.uz временно закрылась, сотрудники издания перешли на дистанционную работу. Надомная работа плохо сказывается на контенте издания. Если раньше наши сотрудники много передвигались по городу в поисках информации, снимали видео и фоторепортажи, проводили опросы на улицах города, теперь такой возможности нет. На мой взгляд, неправильно ограничивать работу журналистов даже в условиях карантина. Конечно, СМИ в такой ситуации должны поддерживать жесткие решения правительства и выступать проводником принимаемых государством мер. В тоже время, журналисты должны показывать, что происходит в стране и как населению защититься от вируса. Но, когда корреспонденты сидят дома и ограничены в передвижениях по городу, это очень сильно усложняет нам работу. Надеюсь, ближе к маю, вирус начнет отступать, и мы сможем вернуться к привычному для нас формату работы.
Нигора Салимова главный редактор газеты Алмалыкский рабочий
В условиях карантина полностью изменили свою работу. Остановили выпуск газеты, так как печатаем ее в Ташкенте, соответственно возникли проблемы с печатью и доставкой. В городе не можем её распространять — предприятия закрыты на карантин, большинство сотрудников почты в отпуске. Но, мы, как раз накануне карантина, ввели в действие свой сайт. Пока сотрудников перевели на работу из дому. Сокращений не было и в отпуск никто не ушёл. Рекламодателей стало меньше, в доходах от рекламы теряем. На аренде сэкономить не получается, арендодатель (АГМК) сообщил, что всё остаётся по-прежнему.
Минусы удаленной работы — спад производительности труда. Сотрудникам дома, видимо, не удается сосредоточиться на работе. Новости про коронавирус влияют на рост числа подписчиков в Телеграм. Работы стало гораздо больше, поступает много вопросов от читателей в бот. Все усилия по привлечению рекламы перекинули в социальные сети, на фирмы, оказывающие онлайн-услуги и доставку на дом. Выводы сделали: пользуясь освободившимся от выпуска газеты временем, развивать активнее работу в онлайн режиме (сайт и социальные сети) и сохранять темп после завершения карантина.
Сотрудник государственного печатного издания, пожелавший не называться
80 процентов всех публикуемых материалов в нашей газете так или иначе посвящены коронавирусной инфекции. Касательно планирования контента как печатного издания, так и веб-ресурса, акцент делается на оперативную информацию распространения коронавируса в Узбекистане, меры принимаемые для борьбы с ним, уделяется внимание антикризисным мерам в данный период. Кроме того, на сайте публикуется информация о других странах, которые также бросили вызов этому заболеванию. В нашем издании в этот период публикуется только самая актуальная и правдивая информация.
Трафик онлайн версии увеличился благодаря постоянно публикуемым новостям о коронавирусной инфекции. В данный момент 20 сотрудников работают удаленно. Однако печатная версия продолжает выходить, потому что были организованы мини-группы сотрудников, которые необходимы для сдачи номера в печать. В газете продолжает публиковаться реклама и, в данный момент, сложно сказать об объёмах и про то, будет ли она выходить в последующие дни.
Сотрудник государственного печатного издания
Конечно, немного тяжело работать из-за общей атмосферы напряженности. Она немного угнетает и расслабляет. У нас появилось несколько новых рубрик. В частности, под одной из них печатаем материалы, посвященные тому, что всегда нужно сохранять в себе человечность, помогать другим.
Стараемся сейчас больший процент материалов посвящать актуальной теме: недопущению распространения коронавирусной инфекции в стране, мерам карантина, дистанционному обучению и т.д. На дистанционный метод работы перешли примерно 70-80 процентов сотрудников. Минусы «удаленки» в том, что тратишь больше времени на связь с сотрудниками, выяснение непонятных моментов в тексте, более сложно организовать работу. Насколько я знаю, в отпуск у нас пока не ушел никто. Все стремятся работать, чтобы поддержать население в такое сложное время. Невозможно никогда быть полностью готовым к такой ситуации. Но самое главное – вовремя собраться, точно структурировать и организовать работу, не поддаваясь панике. И, безусловно, соблюдать все меры карантина.
Директор издания Anatomiсa Барно Икрамова
Мы в глубоком замешательстве. Отдавать ли в печать номер, как осуществлять доставку. Журнал выходит раз в несколько месяцев, поэтому реклама была набрана до карантина, но и сейчас есть желающие рекламировать свои услуги и товар. Готовы сотрудничать и рассматривать предложения. Все понимают, что рано или поздно это закончится.
****
Увы, несмотря на оптимистичный настрой большинства опрошенных сотрудников СМИ, есть большая вероятность, что редакции спустя несколько месяцев столкнутся со сложной финансовой ситуацией и будут вынуждены пересмотреть свою экономическую модель, форму работы и форматы изданий. Некоторые редакции при затяжном карантине будут вынуждены закрыться. Бизнес есть бизнес, скажет большинство бизнесменов. Однако, СМИ как бизнес-структуры в Узбекистане имеют очень небольшой капиталооборот. Но, благодаря независимым медиа государственное управление, экономические процессы и жизнь общества становятся прозрачнее, понятнее, доступнее и стабильнее.
Это ответы лишь нескольких редакций, но они отражают состояние журналистики в республики в целом. Полагаю, наступило именно то время, когда недавно образованный Фонд поддержки независимых СМИ должен выступить с такой инициативой и найти эффективные формы её реализации. Возможно, в этом Фонду сможет помочь и правительство, которое тоже изыщет возможность поддержать СМИ в этот сложный период.
Для справки:
В Узбекистане зарегистрировано 1 765 СМИ, в том числе 664 газеты, 410 журналов, 16 информационных бюллетеней, 5 информационных агентств, 71 телеканал, 37 радиоканалов, 562 интернет издания.
Лола Исламова, главный редактор Anhor.uz
Комментарии