Адвокаты в карантине

Адвокаты в карантине

Из-за карантина и запрета на передвижение личного автотранспорта подследственные остались без юридической помощи и консультаций со стороны адвокатов.

В итоге, не реализуются права граждан, установленные Конституцией Узбекистана, которая гарантирует правовую защиту, гарантирует презумпцию невиновности, обеспечивает права на защиту обвиняемому и профессиональную юридическую помощь на любой стадии следствия и судопроизводства. Все это в период карантина невозможно, поскольку адвокат не может доехать до подследственного.

В то же время, стороне задержания, дознания, следствия, обвинения в соответствии с изменениями и дополнениями к известному списку от 8 апреля, разрешено пользоваться личным и служебным автотранспортом на основании служебных удостоверений. Речь о сотрудниках СГБ, МВД, Департамента по борьбе с валютными экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре. Также, право передвижения на служебном авто предоставлено Национальной гвардии, Государственному таможенному комитету, органам суда и прокуратуры.

На обращение Палаты адвокатов о включении адвокатов в вышеупомянутый список, Министерство юстиции ответило, что адвокаты, в случаях необходимости их участия, будут обеспечиваться транспортом (органами юстиции, судов и следствия). Однако, это, во-первых,ставит под большое сомнение саму независимость адвокатов и состязательность сторон процесса, во-вторых, не органы суда и следствия должны решать, присутствовать адвокату при юридически значимых действиях или нет.
 
Ежедневно публикуется статистика, отражающая количество случаев и лиц, нарушивших карантин и режим самоизоляции, их привлекают к ответственности, а некоторых судят и наказывают вплоть до административного ареста. Однако, эти действия без адвокатов могут ставиться под сомнение с точки зрения правомерности. Несомненно, помощь дежурных адвокатов может предоставляться правоохранительными органами, но в этом случае всегда возникают сомнения, насколько эта защита будет в интересах подзащитного.

Проблема, конечно, шире, чем сомнительное, с точки зрения международного и отечественного права осуждение граждан, нарушивших нормы карантина. Такое же положение с лицами, следствие относительно действий которых велось еще «до» введения запрета на передвижение автотранспорта. Они находятся в местах временного содержания без возможности общения со своим адвокатом.

Проблема ещё более серьезна, если учесть, что ограничение права на передвижение вступило в конфликт с конституционным правом на защиту, что недопустимо, если речь о строительстве правового, демократического государства. Никакая эпидемиологическая обстановка не может служить оправданием попрания Конституционных прав граждан. Именно поэтому Стратегия действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах одним из основных направлений обозначает обеспечение верховенства закона и дальнейшее реформирование судебно-правовой системы.

«Верховенство права важно не только в мирное время, но, особенно, в такие тяжелые времена, как сегодня», — сказал генеральный директор Всемирной Организации Здравоохранения, выступая на Петербургском международном юридическом онлайн форуме, 10 апреля 2020.

Полагаю, что этот постулат также должен служить одним из важных ориентиров Специальной Республиканской комиссии, потому что преамбулой основного закона нашей страны признаётся приоритет общепризнанных норм международного права. Надо помнить, что пандемия закончится и международные организации обязательно оценят правовые основы решений, принятых во время различных карантинных мероприятий.  
 
Амир Ахмедов, 
Управляющие партнёр юридической консалтинговой фирмы Black Swan Consulting

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.