Вывезти невозможно, хоронить дорого. Из-за закрытия границ родные умерших узбекистанцев не могут вывезти их тела

Вывезти невозможно

Из-за закрытия границ родные умерших узбекистанцев не могут вывезти их тела, а похоронить в России – не на что. В интервью Anhor.uz правозащитник, представитель Международной негосударственной некоммерческой организации Tong Jahoni Каримджон Ёров рассказал о подробностях этой проблемы.   
 
В России число заразившихся коронавирусом растет по нарастающей. За сутки медики фиксируют тысячи инфицированных. В связи с этим правительством ужесточаются карантинные меры. Если в середине марта российские власти закрыли границу до 1 мая, то сейчас в правительстве признаются, что этот срок будет продлен. На днях национальный перевозчик «Аэрофлот» приостановил продажу билетов до 1 августа 2020 года. Все это усложняет психологическое состояние родственников, которые не могут достойно и согласно традициям похоронить своих близких – граждан Узбекистана, уехавших в Россию и по разным обстоятельствам скончавшихся в чужой стране. На днях в СМИ была опубликована информация о том, что 15 апреля первая машина с «грузом 200» отправилась из России в Узбекистан. Однако официальной информации на этот счет нет. 

«По идее, узбекская сторона должна была сообщить о том, что груз с телами доставлен в республику, но пока таких заявлений не было сделано, поэтому рано что-либо утверждать. Справедливости ради отмечу, что в последние недели Узбекистан принимает активное участие в решении проблем своих мигрантов в отличие от соседних республик, например, Таджикистана и Киргизстана. В целом, я считаю, что странам Центральной Азии – основным поставщикам рабочей силы в Россию, необходимо договориться с российской стороной, чтобы «груз 200» с умершими мигрантами могли везти на их родину хотя бы наземным транспортом. Не у всех есть возможность похоронить родственника в России. К примеру в Москве на окраинах города, земельный участок на кладбище стоит от 110 тыс. рублей (более 1600 долларов – Авт.). Это неподъемная сумма для семей мигрантов, а ведь помимо покупки земли на кладбище требуются дополнительные расходы на ритуальные услуги (омовение, погребение). Держать трупы в российских моргах до открытия границ – тоже не решение», – говорит Каримджон Ёров.

Правозащитник отметил, что правительство России распорядилось на время карантина отменить плату за хранение трупов, которые будут транспортированы на дальние расстояния или в другие страны. Ранее  бесплатное хранение тела умершего человека в морге разрешалось до 7 дней включительно с момента установления причины наступления смерти. Если же поиски законных представителей затягивались, этот срок увеличивался до 14 дней, после чего морг оформлял тело как невостребованное. Однако, по словам собеседника, если в московских моргах за содержание тел не требуют денег, то в других российских городах незаконно просят за это деньги.

«Подчеркну, что тела усопших не будут месяцами держать в моргах. Если семьи погибших не смогут за отведенное время (в среднем в течение одного или двух месяцев) решить вопрос с погребением, то невостребованные тела похоронят в общей могиле. Ежедневно мне звонят близкие умерших, и просят оказать им помощь. Мы делаем все возможное, чтобы собрать деньги и согласно мусульманским традициям похоронить граждан среднеазиатских республик. Большую финансовую поддержку в таких случаях оказывают соотечественники. В начале введения карантинных мер большинство семей, потерявших близких, отказывались хоронить родственника на чужбине, сегодня многие, не желая более ждать, соглашаются хоронить в России», – сказал Каримджон Ёров.

По данным эксперта, в среднем ежегодно в России умирают по разным причинам около 800 трудовых мигрантов из Узбекистана. Средний возраст – 40 лет. Но, среди скончавшихся мигрантов есть и молодые ребята 20-22 лет. Правозащитник отметил, что в этом году в связи с распространением вируса количество умерших в РФ мигрантов заметно возрастет.

«Отдельно стоит отметить про отсутствие доступа мигрантов к медицинским услугам.  В условиях пандемии, когда по идее все зараженные COVID-19 должны находиться под особым контролем врачей, получить врачебную помощь также сложно, как это было раньше. Мигранты фактически брошены на произвол судьбы. «Скорая помощь» не госпитализирует даже тяжелобольных, просят самоизолироваться. Тем самым они подвергают опасности мигрантов, которые проживают вместе с инфицированным. Буквально на прошлой неделе гражданин Узбекистана после подтверждения диагноза COVID-19 буквально был выброшен на улицу. «Скорая» отказалась его госпитализировать, а проживающие вместе с ним мигранты испугались заразиться и не пустили его домой. С  трудом нам удалось добиться для него койки в больнице. Если ситуация не измениться, то вполне возможно, что в ближайшие месяцы число умерших граждан Узбекистана может вырасти», – сказал Каримджон Ёров.

В ближайшие дни международной негосударственной некоммерческой организацией Tong Jahoni будет запущен сall-центр для трудовых мигрантов из Центральной Азии, которые заболели коронавирусом и остались фактически без помощи. Они будут обеспечены необходимыми лекарствами и продуктами до выздоровления. Для этого достаточно будет назвать оператору номер медицинского протокола и личные данные. Номер сall-центра будет опубликован позже.

Элина Рустамова

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.