Нурмат Атабеков: «Без ограничений ситуация стала бы неконтролируемой»

Нурмат Атабеков: «Без ограничений ситуация стала бы неконтролируемой»

В Узбекистане вновь введен строгий карантинный режим. Дало ли это желаемый результат, какова цель продления ограничений? Чтобы получить ответы на эти и другие вопросы, корреспондент Kun.uz побеседовал с Нурматом Отабековым — Главным государственным санитарным инспектором.
 
Нурмат Сатиниязович, какова была цель карантинных ограничений, которые начались 10 июля, и были ли они достигнуты? Каков был эффект этих 20-дневных ограничений?
 
Многих интересуют цифры, но, к сожалению, можно делать разные предположения о распространении вируса и ошибиться в каждом из них. Если сравнивать с периодом до введения этих ограничений, общее количество зарегистрированных пациентов составляло около 10000, в то время как ежедневно вирусом заражались более 500 человек, их число стало приближаться к 600.
 
В настоящее время общее число пациентов приближается к 20 000, а число новых случаев, зарегистрированных за один день, составляет менее 500. Мы применили строгие карантинные меры, по крайней мере, в течение одного скрытого периода распространения вируса, серьезно обращали на это внимание по субботам и воскресеньям. Это дало свои результаты.
 
Конечно, неправильно делать предположения, но даже в соответствии с реальными и минимальными расчетами, если бы мы не приняли эти меры, в среднем, возможно, регистрировалось бы 700, может быть, 1000 новых случаев в день. То, что нам удалось удержать заболеваемости – уже само по себе результат. Положительные эффекты этих ограничений начнут проявляться в конце периода карантина.
 
Президент одобрил предложение о продлении этих ограничений. Вы также находитесь среди сторонников этого предложения?
 
Не только я, но и многие ведущие специалисты в этой области выступили за это и предложение республиканской Специальной комиссии о продлении действующих карантинных ограничений было одобрено главой государства. В конце концов, даже когда медицинская система подвергается постоянной критике, я должен сказать одно: мы контролируем вирус благодаря этим мерам карантина, мы обуздали эпидемиологический процесс. Если бы мы не применяли ограничений, ситуация действительно вышла бы из-под контроля. Это легко понять, достаточно сравнить положение дел с соседними странами, а также со странами с таким же населением, как у нас. Представьте, что случилось бы, если бы мы, как и эти страны, регистрировали несколько тысяч пациентов в день? Поэтому нет сомнений, что карантинные меры оправданы, существует острая необходимость их продления. Надо учесть, что ни одно государство, ни одна организация не может похвастаться, что полностью излечило эту болезнь, обуздало её. Даже ВОЗ не смогла дать точное руководство по борьбе с этой болезнью, говоря: «Вот эту дверь откроешь и войдешь, а вот в эту — выйдешь». Узбекистан выбирает свою тактику, исходя из своего опыта и методов. То есть он повторно применил опыт, который доказал свою эффективность. Строгое соблюдение ограничений, таких как ограничение собраний людей и требование обязательного наличия медицинских масок, себя оправдало.
 
Конечно, зарубежный опыт также регулярно отслеживается, информация о любом эффективном методе борьбы с заболеванием немедленно изучается и, при необходимости, применяется. Потому что это, в конце концов, пандемия.

На этот раз важным секторам экономики было разрешено работать во время карантинных ограничений. Если действовать таким образом, то есть поддерживать экономику, и не ослаблять карантин, то это, безусловно, даст хорошие результаты.
 
Если уместно, задам один вопрос, вы, уже давно, сказали, что «Мы сможем доставить всех пациентов в больницу и лечить их», и короткое видео с этими словами стало очень популярным. Вы лично читали претензии под этим видео?
 
У меня нет ни времени, ни желания смотреть такие комментарии. Мы живем в век информации, любое предложение можно интерпретировать по-разному. Но здравомыслящий человек наблюдает, где и при каких обстоятельствах произносятся те или иные слова, размышляет и только потом делает вывод. С точки зрения развития пандемии, прошло много времени с тех пор, как я говорил это. В то время число пациентов было небольшим, и лечением каждого из них занимались индивидуально.
 
Но это абсолютно не значит, что «сейчас у нашей медицины нет возможностей, мои слова устарели». В настоящее время система принимает все необходимые меры, каждая из возникающих проблем сразу обсуждается, идет постоянная работа над их решением. Если кто-то думает, что во время глобальной пандемии все будет идти гладко, они ошибаются. Дело в том, чтобы решать эти проблемы совместно, без паники.
 
Почему в разных источниках медицинские работники пишут совершенно противоречивые мнения о диагностике, лечении и профилактике коронавируса. Население также не понимает, кому доверять. Разве под руководством министерства здравоохранения все врачи не могут прийти к единому решению и дать одинаковые рекомендации?
 
Действительно, в философии есть понятие плюрализма — концепции разнообразия идей и взглядов. Для представителей одной отрасли естественно иметь разные мнения, что ведет к спорам, дискуссиям, и в результате устанавливается истина. Однако внезапный интерес многих к ответу на один вопрос невольно вывел на сцену медицинских работников, которые не смогли завоевать признания людей, не могли проявить себя в качестве специалистов, не могли найти себе места в отрасли и были недовольны жизнью и обществом.
 
Я за здоровую конкуренцию, здоровую дискуссию, поддерживаю ее. Но я никогда не хотел, чтобы кто-нибудь очернял других, чтобы обелить себя. Я замечаю, что когда некоторые медицинские работники рекомендуют что-то определенной категории пациентов, сразу же появляется другой врач и начинает говорить, что эти рекомендации неверны, бесполезны или даже вредны. На данный момент я могу только представить ситуацию простых людей, которые читают и наблюдают такие явления. В результате, я бы сказал, даже если это немного неправильно, что люди задаются вопросом, «куда положено ложить подушку?».
 
На мой взгляд, медицинские работники должны научиться дополнять друг друга, давать дополнительные рекомендации, а если врач по незнанию дал неверную рекомендацию, то необходимо спокойно выводить врача и гражданина, который верит в его рекомендации, из этой ситуации.
  
У каждой эпохи будут свои герои, и наш народ сегодня признает героями наших медицинских работников. Время — верховный судья, и однажды все встанет на свои места. И тогда те, кто сейчас переоценил себя, снова вернуться на свои места.
 
 
Аброр Зохидов
 
Источник:  https://kun.uz/news/2020/07/23/cheklovlarsiz-vaziyat-izdan-chiqib-ketgan-bolardi-nurmat-otabekov-karantin-oz-natijasini-berayotganini-malum-qildi
 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.