Telia вела переговоры о взятке Гульнаре Каримовой в размере $20 млн даже после скандала – OCCRP и SVT

Telia вела переговоры о взятке Гульнаре Каримовой в размере $20 млн даже после скандала – OCCRP и SVT

В 2012 году Telia тайно вела переговоры с Гульнарой Каримовой о взятке в $20 млн и даже на ходу корректировала технические договоренности, чтобы учесть нежелательную новообретенную огласку. Об этом свидетельствуют новые данные, полученные OCCRP (Центр по исследованию коррупции и организованной преступности) и телеканала SVT. Новые доказательства включают электронные письма, контракты, банковские выписки и свидетельства, собранные по всему миру, в том числе некоторые, собранные властями США.

Новые свидетельства имеют большое значение в Швеции. Определение преступления «торговля влиянием» было введено в шведское законодательство в июле 2012 года, чтобы охватить незаконные платежи людям, имеющим неформальные полномочия влиять на решения правительства. «Плата за защиту» была лишь небольшой частью ранее известных взяток, но она была выплачена Гульнаре Каримовой после этой даты, что сделало новый закон применимым.
OCCRP и SVT обнаружили, что шведские прокуроры были осведомлены об этой информации, но не использовали ее.

«Обжаловав оправдательный приговор суда низшей инстанции, у прокуратуры появится еще один шанс отменить старые обвинения. Еще один судебный процесс над Нюбергом [Ларсом Нюбергом, экс-главой TeliaSonera] и другими подозреваемыми в апелляционном суде Свеа в Стокгольме начнется на следующей неделе», — говорится в материале OCCRP.

Когда репортеры связались с Telia, в компании потвердели, что им известно о соглашении о взятке в $20 млн. Репортеры также пытались связаться с адвокатом Гульнары Каримовой для комментариев [с каким адвокатом не уточняется – ред.], на вопросы он не ответил.

Напомним, что из предыдущего расследования OCCRP и SVT стало известно, что для работы в стране Telia требовались лицензии. Компания их получила, заплатив более $400 млн так называемому местному партнеру. В годовых отчетах Telia говорилось, что этот партнер назывался Takilant Ltd. «Компания была загадкой, неизвестной в телекоммуникационном бизнесе, с почтовым ящиком в Гибралтаре, без веб-сайта или номера телефона», — говорится в материале.

Расследование SVT и OCCRP в 2012 году показало, что на самом деле Takilant Ltd. была связана с Гульнарой Каримовой. Компанией руководила Гаяне Авакян, которая была правой рукой Каримовой.


Гульнара Каримова и Гаяне Авакян

Новые материалы SVT и OCCRP показывают, что даже после того, как эти данные были опубликованы, Telia продолжала переговоры с Гульнарой Каримовой о «гонораре за защиту» в размере $20 млн.

Одним из ключевых новых документов является электронное письмо от 12 июля 2012 года. Старший менеджер Telia написал Теро Кивисаари, в то время руководившему бизнесом компании в Евразии, чтобы сообщить ему, что переговорщик Гульнары Каримовой обратился к нему с угрозами. «Они спрашивают о платеже за защиту», — говорится в письме. Теро Кивисаари не ответил на запросы журналистов-расследователей о комментариях по этому поводу.


Письмо руководителю Telia Теро Кивисаари

Экс-глава TeliaSonera Ларс Нюберг подтвердил, что Telia тогда получила запрос о «защите». Однако он сказал, что «сразу отказался платить». Нюберг отметил, что для выплаты такого размера потребовалось бы его одобрение и решение совета директоров компании. Преемник Нюберга, бывший исполняющий обязанности генерального директора Пер-Арне Бломквист, дал аналогичный ответ. Но новое свидетельство противоречит версиям обоих бывших генеральных директоров.

В отчете следователей США отмечается, что высшее руководство компании было проинформировано о требовании Гульнары Каримовой. По словам одного из руководителей Telia, выплаты «были одобрены Кивисаари и Нюбергом». Источник отметил, что меморандум о взаимопонимании по соглашению был отправлен в штаб-квартиру Telia в Стокгольме для его рассмотрения.

Меморандум предполагал, что оплата будет производиться в узбекских сумах, но компания Takilant Ltd. хотела получить выплаты в долларах.

В отчете говорится: «Кивисаари и Нюберг стремились сохранить платеж по меморандуму о взаимопонимании на местном уровне, чтобы избежать необходимости сообщать о платежах в бухгалтерских книгах и записях TeliaSonera».

Эта версия событий подтверждается электронным письмом, написанным 31 июля 2012 года Али Аганом, руководителем Telia, который тогда был назначен генеральным директором Ucell. Он упоминает о «длительных обсуждениях со штаб-квартирой Telia» по поводу соглашения и отмечает, что компания предпочитала платить в узбекских сумах.

Telia недолго будет иметь дело с Takilant Ltd. После скандала со взяточничеством, чтобы скрыть неправомерные платежи, компания организовала перевод денег поэтапно, полностью подкрепленный фальшивыми контрактами.

Первым шагом было направить его от Ucell, оператора Telia в Узбекистане, к ZTE, китайскому телекоммуникационному гиганту. Протоколы встреч между руководителями ZTE и Telia показывают, что стороны обсуждали три «схемы» — три альтернативных фиктивных договора, по которым могут производиться платежи. В итоге стороны договорились обосновывать платежи с помощью «программных соглашений».

Чтобы отправить деньги дальше, ZTE заключила консалтинговые контракты с Eurasia Advisory Services, недавно созданной офшорной компанией, аффилированной с Telia, на карибском острове Невис.

Eurasia Advisory Services, в свою очередь, заключила договор на оказание консалтинговых услуг на сумму $20 млн с компанией Гульнары Каримовой, зарегистрированной на Британских Виргинских островах, Morriby Global.

По словам топ-менеджера, опрошенного следователями США, контракт был явной подделкой. Telia не нуждалась в услугах, которые она описывала, а сумма в $20 млн была «очень необычной» и обычная консалтинговая работа стоила в десять раз дешевле.

Банковские отчеты Morriby Global показывают, что компания получила в общей сложности $12 млн от Eurasia Advisory Services четырьмя частями, по одной на каждый квартал 2013 года. В каждой транзакции упоминалось «соглашение о консалтинговых услугах». (Возможно, было отправлено больше, но только эта
сумма может быть окончательно подтверждена банковскими записями).


Как Telia передавала деньги Каримовой

Главный юрисконсульт и исполнительный вице-президент Telia Йонас Бенгтссон подтвердил, что эти соглашения имели место. «Мы их видели. Был проект соглашения с Takilant, который позже превратился в меморандум о взаимопонимании с Morriby. Для меня довольно очевидно, что здесь есть связь», — сказал он.

Однако Бенгтссон отметил, что Telia так и не выяснила, как и были ли эти платежи произведены.

Бывший прокурор Гуннар Стетлер был главным обвинителем в деле против Нюберга и других руководителей Telia. По его словам, в июне 2017 года Стетлер получил письмо от своего коллеги из Ташкента. В документе бывший сотрудник Генпрокуратуры Шавкат Умурзаков ответил на многие вопросы шведского следователя и перечислил все «коррупционные схемы получения средств от телекоммуникационных компаний» — миллионы и миллионы долларов, полученные Каримовой и ее кругом друзей.

Умурзаков писал, что по одной из этих схем «$20 млн на счета компании Morriby Global LTD в качестве вознаграждения за содействие в деятельности в Узбекистане переведены из компании Eurasia Advisory Services», которую он описал как аффилированную с Telia.

В письме говорится, что платежи от Eurasia Advisory Services были произведены в 2012–2013 годах, что также соответствует новым материалам расследователей.

Однако эта информация не была использована в деле против Ларса Нюберга и других руководителей Telia. В феврале 2019 года Окружной суд Стокгольма вынес приговор по обвинению во взяточничестве при отягчающих обстоятельствах: все трое были оправданы.

Тогда журналист TT News Agency спросил судью по этому делу Томаша Зандера, может ли обсуждение дела в соответствии с новым законом [торговля влиянием – ред.] изменить ситуацию. Зандер ответил положительно: «Но это то, что мы не учли в данном случае, поскольку мы применили закон, который действовал на момент совершения преступлений».


Ларс Нюберг

Срок давности взяточничества при отягчающих обстоятельствах составляет 10 лет, обвинение в злоупотреблении влиянием должно быть предъявлено в течение пяти лет с момента совершения преступления, в данном случае не позднее 2018 года, отмечают расследователи OCCRP и SVT. В этом случае срок уже истек.
Ларс Нюберг и другие подозреваемые снова предстанут перед судом апелляционной инстанции в Стокгольме на следующей неделе.

С полным текстом расследования можно ознакомиться здесь

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.