«Три билборда на границе…»: как новые постановления правительства не дают развиваться рынку внешней рекламы

«Три билборда на границе…»: как новые постановления правительства не дают развиваться рынку внешней рекламы

В фильме «Три билборда на границе Эббинга, Миссури» отчаявшаяся женщина арендует три билборда, чтобы обратить внимание местной полиции на не расследуемое убийство ее дочери. Операторы наружной рекламы Узбекистана и собственники наружных рекламных конструкций в своем обращении к СМИ, делают отсылку именно к этому фильму.

Собственники рекламных конструкций вынуждены держать при себе финансовую «подушку безопасности», вместо того чтобы реинвестировать деньги. Они также не могут заключать долгосрочные контракты с рекламодателями, поскольку их рекламные конструкции в любой момент могут быть снесены.

Савелий Соколов, директор рекламного агентства Humo media отмечает, что «реформой» рекламного бизнеса в правительстве занялись в 2018 году. Тогда было принято постановление Кабмина «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности в области размещения внешней рекламы».

«Это постановление ликвидировало работу Государственного унитарного предприятия «Тошкентрекламасервис», которое было со своими минусами, но работало отлаженно. В одном месте заключались договоры, получали и переоформляли паспорта. Все было относительно прозрачно, а это постановление нас привело к тому, что договоры на размещение рекламы перестали заключаться, госказна перестала получать прибыль». 

По словам Соколова, 10 месяцев госбюджет вообще не получал никаких средств из-за того, что не был разработаны регламенты. Предпринимателям приходилось ездить в районные хокимияты, чтобы оформить договоры.

«Мы хотим, чтобы постановление не уничтожало рынок рекламы»

20 февраля 2020 года Кабмин принимает постановление «О регулировании рынка наружной рекламы». Савелий Соколов считает, что с принятием этого постановления у владельцев рекламных конструкций возник ряд проблем.

«Мы хотим, чтобы в это постановление внесли справедливые поправки, чтобы оно не уничтожало рынок, а именно регулировало, чтобы был создан один регулятор, чтобы мы не бегали по всем хокимиятам, а приходили в одно место, чтобы все было прозрачно и не было массовой ликвидации конструкций. Сейчас 85% конструкций в Ташкенте не соответствуют требованиям постановления. Причем это не только билборды, а даже рекламные конструкции на крышах».

По словам директора рекламного агентства, принимаются абсолютно несопоставимые с реальностью документы.

«Я говорю от лица многих рекламщиков в Узбекистане. Мы не против регулирования, мы не против наведения порядка, мы не против сокращения конструкций. Я также возмущен тем, когда на некоторых перекрестках по 10 рекламных конструкций стоит. Новое постановление отрегулировало этот момент – сказали четыре конструкции на перекресток. Хорошо, а кто тогда должен уйти?»

Соколов отмечает, что справедливо проводить аукцион среди тех владельцев рекламных конструкций, у которых имеются на них паспорта, а не среди всех игроков рынка.

«Если придет какой-то участник, который преследовал цель выигрывать эти рекламные места, то можно в этих документах коррупционные интересы увидеть».

Что касается нового постановления, то оно создало дополнительную нагрузку на рекламный бизнес.

«За паспорт в первой зоне за конструкцию 6X3 метра мы должны отдать 4 млн сумов, а еще заплатить три базовые расчетные величины за каждый паспорт, выданный в едином окне».

Помимо этого, теперь к придорожным рекламным конструкциям применяются новые правила: они не должны выступать на дорогу.

«Нам дали полгода на исправление, но минимум три месяца мы сидели в карантине. 7 120 конструкций внешней рекламы в Ташкенте должны за полгода перелопатить. Как? Никто не рассказал. Потом был принят документ о первостепенных, второстепенных улицах и теперь ставится срок до 31 декабря. Каждый район по-своему решил какая у них улица центральная. Сергелийский и Бектемирский районы особо отличились, записав практически все улицы в этот список. Теперь там должны быть LED-экраны, а это значит, что статические билборды теперь не нужны».

По словам предпринимателя, люди жалуются на визуальный шум, но не понимают, что с приходом LED-экранов визуальный шум увеличится.

«В новом постановлении говорится, что на каждой конструкции должны быть фонари. Когда звонят из отделения Антимонопольного комитета Ташкентской области и говорят, что мы должны на дороге возле кишлака поставить на конструкцию фонари, я им объясняю: «Во-первых, электроэнергию брать неоткуда. Во-вторых, если я фонари поставлю, мне конструкцию отрежут местные жители, потому что у них нет электроэнергии. Мне отвечают, что это мои проблемы и предлагают за свой счет ставить солнечные батареи, которые в два раза дороже рекламной конструкции по стоимости»».

«Нам не предоставили никаких льгот»

Савелий Соколов говорит, что рекламным агентствам не предоставили никаких льгот, при этом подняли рекламный сбор в период карантина.

«Работы в апреле-мае не было. В апреле монтажники даже не могли выезжать на места из-за ограничений на передвижение. А рекламный сбор у нас не просят, а именно вымогают за все месяцы. Если раньше я платил рекламный сбор в 1,3 млн сумов за свои 20 конструкций, то с сентября эта сумма составила свыше 5 млн сумов в месяц».

Савелий Соколов отмечает, что помимо этого платит единый налоговый платеж. «Монтажники и сварщики получают зарплату. Складывается ощущение, что власти сами себя хотят лишить поступлений в государственный бюджет. LED-экраны массово ставить никто не начнет, никто не верит – ведь завтра придут и срежут конструкцию».


Конструкция попавшая под снос по улице Джаркурганская в Ташкенте, 6 октября

Согласно постановлению «О регулировании рынка наружной рекламы» предпринимателям должны были предоставить заключения о приведении конструкций в порядок в соответствии с документом. Однако, по словам Савелия Соколова, хокимият Бектемирского района эти заключения не прислал. Хокимият подал иск в суд, среди 30 ответчиков был и директор агентства Humo media. Первое слушание состоялось 6 октября, следующее слушание назначено на 16 октября.

Чтобы привести в соответствие с документом рекламные конструкции, понадобятся дополнительные вложения: к примеру, стоимость переноса конструкции начинается от 2,4 млн сумов.

«Мы сейчас не можем привлекать никакие инвестиции, потому что два года находимся в подвешенном состоянии. Вложения очень большие, тратим от $15 тысяч и выше на одну рекламную конструкцию. А в любой момент могут конструкцию снести по устному приказу местного хокима».

Согласно постановлению Кабмина «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности в области размещения внешней рекламы», должен был быть запущен механизм продажи паспортов через аукцион, но он до сих пор не действует.

«Уже прошло более 2 лет как все висит в воздухе. Предыдущие паспорта от нас требуют оплатить заново. Мы раньше за это не платили. Подавали заявку, фотографию, схему, получали одобрение главного архитектора города, УБДД. А сейчас для того, чтобы дальше работать нам говорят, чтобы мы заново платили. Это просто узаконенный рэкет».

Согласно статье 20 закона «О рекламе», регулированием внешней рекламы занимаются органы местной власти в рамках своих полномочий. При этом два постановления Кабмина идут в разрез с законом.


«Мы хотим, чтобы был закон прямого действия без всяких подзаконных актов и самовольных решений хокимиятов», — заключает Савелий Соколов.

Редакция обратилась за комментариями в Антимонопольный комитет и хокимият Бектемирского района и ждет ответа.
 

Дана Опарина

Смотрите по теме: 

Что происходит с рынком наружной рекламы

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.