Что происходит, и кто руководит страной? Объясняем происходящее в Кыргызстане
В министерствах и ведомствах Кыргызстана появляются самопровозглашенные главы, а число кандидатов на пост подавшего в отставку премьер-министра Кубатбека Боронова растет.
В Бишкеке по-прежнему остаются митингующие то на центральной площади, то у здания правительства, то в других частях города. Нестабильная ситуация в стране продолжается уже пятый день после прошедших и объявленных недействительными выборов VII созыва парламента страны. Разбираемся, что происходит в Кыргызстане. Оригинал данного материала опубликован на сайте аналитического портала CABAR.asia.
Кто сейчас руководит страной?
Пока законными руководителями Кыргызстана остаются президент и прежний, VI созыв парламента, который пока еще не сложил полномочия.
А президент еще в Кыргызстане?
По заявлениям пресс-секретаря президента Толгонай Стамалиевой, Сооронбай Жээнбеков находится в Бишкеке. 8 октября он провел телефонные переговоры с новым спикером парламента Мыктыбеком Абдылдаевым, легитимность которого под вопросом, потому что депутаты нарушили нормы Конституции при его избрании.
На публике президент последний раз появлялся в понедельник, 5 октября, во время встречи с главой наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ. Тем не менее, пресс-служба президента регулярно публикует его обращения к кыргызстанцам.
Сейчас говорят про импичмент президенту. Что это и зачем?
Импичмент – это процедура выражения недоверия президенту и последующее отрешение его от должности.
Согласно Конституции Кыргызстана, инициировать импичмент Сооронбаю Жээнбекову может только парламент на основании обвинения в совершении преступления, подтвержденного заключением Генерального прокурора. Для этого необходимо письменное представление, подписанное не менее чем одной третью от общего числа депутатов, то есть как минимум 40 человек. Вечером 7 октября часть депутатов VI созыва собрались на встречу, где начали сбор подписей. Однако необходимого количество собрать не удалось.
Но даже при наличии необходимого количества подписей решение об отрешении президента от должности должно быть поддержано не менее двумя третями или 60 депутатами не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения. Если за это время решение не будет принято, выдвинутое обвинение считается отклоненным.
Однако, 9 октября пресс-служба президента опубликовала обращение, где говорится, что Жээнбеков готов уйти с поста главы государства после того, «как будут утверждены легитимные руководители органов исполнительной власти и страна встанет на путь законности».
А что с правительством? Садыр Жапаров новый премьер-министр?
UPD: 10 октября депутаты проголосовали за то, чтобы Садыр Жапаров стал и.о. премьер-министра Кыргызстана. Однако есть сомнения в наличие кворума на заседании и легитимности такого решения.
Нет, экс-депутат Садыр Жапаров, освобожденный демонстрантами из колонии утром 6 октября, пока только претендент на пост главы кабинета министров. Его
кандидатуру выдвинула коалиция большинства парламента. Однако на внеочередной сессии депутатов не было кворума, поэтому вызывает сомнения законность такого решения.
Кроме того, есть вопросы и по судимости Жапарова, которую якобы сняли, но опять же, есть вопросы по соблюдению процедур и сроков. А согласно закону «О правительстве КР», премьер-министром не может быть лицо, имеющее судимость, не снятую или не погашенную в установленном законодательством порядке (ст. 8 п. 1).
Помимо него на пост премьера есть еще несколько претендентов:
Омурбек Бабанов, которого выдвинула партия «Республика»
Также Союз банков Кыргызстана предложил кандидатуру Эркина Асрандиева, нынешнего вице-премьер-министра правительства.
А представители бизнес-ассоциаций выдвинули Аскара Сыдыкова, исполнительного директора Международного делового совета.
Однако, по словам юриста юридической компании «Прецедент» Эдиля Эралиева, предлагать кандидатуры могут разные ассоциации, но закон страны прописывает, что право на выдвижение кандидатуры премьер-министра принадлежит последовательно:
- фракции, имеющей более половины депутатских мандатов, или коалиции фракций с ее участием;
- коалиции фракций, сформировавших парламентское большинство.
В VI созыве парламента нет фракции, имеющей более половины мандатов, но есть коалиция большинства. Следовательно, выдвинуть и утвердить кандидатуру премьер-министра могут только депутаты.
Закон не предусматривает иного порядка утверждения главы правительства. Даже если в Кыргызстане не было бы коалиции большинства и фракций, имеющих более половины мандатов, президент по закону просил бы фракции выдвинуть премьер-министра.
Ранее страна не была в такой ситуации и, соответственно, закон не предусматривает иных порядков выдвижения и утверждения главы кабинета министров.
Пока же, согласно законодательству, после отставки премьер-министра и до избрания нового главы кабинета министров его обязанности временно исполняет первый вице-премьер. Им является Алмазбек Баатырбеков. Но по сообщению пресс-службы правительства, сейчас весь социально-экономический блок работы курирует вице-премьер Эркин Асрандиев.
А что за координационные советы?
В законодательстве Кыргызстана нет такого органа, как Координационный совет, а значит и полномочий принимать какие-то государственные решения у него тоже нет.
Самопровозглашенные и.о. министров и глав ведомств — так можно было?
Нет, так это не работает. Согласно законодательству, министров и глав ведомств назначает премьер-министр и вносит их кандидатуры на рассмотрение парламента. Что касается муниципальных и административных должностей, там тоже есть свои процедуры назначения руководителей.
Так что все самопровозглашенные главы министерств и ведомств незаконны.
Что на счет освобождения Алмазбека Атамбаева, Садыра Жапарова и других? Это законно?
Нет. Решения об освобождении и изменении меры пресечения принимает только суд. И не постфактум, как это произошло 6 октября. То есть сначала суд должен принять решение об освобождении, а затем оно должно быть исполнено.
Все говорят про люстрацию. Что это и зачем?
Люстрация – это отстранение от власти и запрет занимать госдолжности для лиц, которые были уличены в преступной или антинародной деятельности за время их работы на госслужбе при правлении отстраненного от власти режима.
Это не впервые, когда в Кыргызстане говорят о люстрации. Подобные инициативы были также после апрельских событий 2010 года. Тогда тоже говорили о том, что нельзя пускать в госполитику людей, которые скомпрометировали себя при власти прежних президентов Аскара Акаева и Курманбека Бакиева.
Однако большой поддержки эта идея не нашла. В том числе и потому, что были опасения, что под шумок люстрации начнутся злоупотребления властью.
Сейчас отдельные политики, активисты и митингующие вновь говорят о принятии закона о люстрации. Но для этого сперва необходимо разработать люстрационные критерии и соответствующий законопроект.
Что с выборами? Когда будут новые?
6 октября Центральная избирательная комиссия признала итоги прошедших парламентских выборов недействительными.
Согласно закону «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР», повторные выборы ЦИК должна назначить в течение одного месяца.
А что мировое сообщество? Они могут как-то помочь урегулировать ситуацию?
Международные организации, как и главы государств, заявляют, что следят за происходящим в стране и призывают действовать в рамках закона. 6 октября Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш сообщил, что организация готова выступить посредником по урегулированию ситуации в Кыргызстане.
В нынешней ситуации предоставление площадки для переговоров, гарантии соблюдения международного права и посредничество – это, пожалуй, единственное, что они могут сделать. Кыргызстан является суверенным государством, и никто не имеет права вмешиваться в его внутренние дела.
Комментарии