Как Узбекистану защитить свои города от катастроф

Безопасность является базовой потребностью человека. В Узбекистане и общество и государство крайне обеспокоено качеством строительства. Свидетельство тому многочисленные обсуждения качества строительства в социальных сетях и как ответ – Указ Президента «Об утверждении стратегии модернизации, ускоренного и инновационного развития строительной отрасли Республики Узбекистан на 2021–2025 годы». События, связанные, к примеру, с Сардобинским водохранилищем причинили колоссальный ущерб не только узбекистанцам,  жителям сопредельных территорий, но и имиджу страны. Архитектор-урбанист Анвар Мухамеджанов расскажет, что можно предпринять, чтобы обезопасить себя от подобных непредвиденных катастроф.

Урбанизация способствует росту благосостояния общества за счет миграции населения в города и увеличения их плотности. Однако гибель населения в урбанизированном городе, например в случае природного катаклизма может негативно отразиться на общем благосостоянии.  Хватит ли Резервного фонда Кабинета Министров Узбекистана при нынешних темпах урбанизации, чтобы поддержать народ, например в случае повторения Ташкентского землетрясения 1966 года?

Как демонстрирует график, резервный фонд Кабинета Министров на 2020 год составляет 1496, 3 млрд. сум (около $ 145.27 млн).

Источник: проект бюджета для граждан 2020

Однако, даже стоимость высотного здания Nest One в комплексе Tashkent City составляет $150 млн. Это значит, что резервного фонда не хватит даже на то, чтобы хотя бы финансово поддержать владельцев недвижимости в Nest One, в случае если здание не выстоит во время землетрясения. 

В то же время количество многоэтажных зданий в Ташкенте увеличивается из года в год, тогда как качество строительства некоторых из них оставляет желать лучшего. Иногда принимаются не правильные инженерные решения, либо из-за высоких налогов на импорт, девелоперы и строительная сфера вынуждены экономить и адаптироваться под менее качественный строительный материал. Это напрямую отражается на безопасности жителей. К сожалению, на рынке Узбекистана не так много компаний, предлагающих всю палитру качества немецких, японских и других строительных материалов, которые все еще опережают качество местных материалов в некоторых аспектах.  Остается задаться вопросом, что нам делать, если новостройки посредственного качества не выстоят? 
 
Японский опыт

Япония относится к странам с самым большим количеством землетрясений и прочих природных катаклизмов.  Она также как и Узбекистан расположена на разломе тектонических плит, однако в отличие от нас, японцы предприняли ряд мер, чтобы повысить свою выживаемость.
 
Рисунок 1. Глобальная карта землетрясений за 1900-2017 годы.

Источник: commons.m.wikimedia.org

Первое: Для защиты от землетрясений в урбанизированных городах японские инженеры ввели «ноу-хау» в строительство высотных зданий, которое предполагает сейсмическую изоляцию. Сейсмическая изоляция представляет собой отделение здания от фундамента с помощью специальных прокладок, которые принимают толчки на себя.


Рисунок 2: Принцип работы сейсмически изолированного здания и фотография с места строительства.

Данная иллюстрация показывает, как работают здания с различными типами фундаментов во время землетрясения.  Как видно здание со свайным фундаментом не полностью защищает его от  возможного разрушения конструкций. Однако сейсмическая изоляция позволяет сохранить здание в устойчивом положении.  В сейсмически изолированных зданиях люди находятся в большей безопасности, нежели в здании с обычной жесткой конструкцией.

Второе: Практика государственной страховки от различных катастроф  широко распространена в Японии.  Например, вся городская зона Токийского метрополитена зонально разделена на опасные, умеренные и безопасные районы, где жители, в зависимости от места проживания могут застраховать свое жилье. В случае если дом был разрушен во время катастрофы, государственная страховка компенсирует им потери. Японское правительство также является членом различных международных страховых фондов от стихийных бедствий. Без их поддержки японской экономике было бы очень сложно сохранить нынешнее благосостояние своего народа.

Третье: Доступные руководства и ежегодные учения в случае землетрясений. Многие работники, учащиеся и жители ежегодно проводят учения по эвакуации из многоэтажных зданий. Эти учения проводятся в содействии со службами пожарной безопасности, полиции и  скорой помощи. Общие руководства по выживанию в случае катастрофы объясняются всем приезжим жителям Токио, а также внесены практически во все сферы социальной деятельности.

Из числа природных катаклизмов сейсмическая активность в Узбекистане остается, пожалуй, самой опасной угрозой для нашего стабильного развития. Безопасность горожан, в свою очередь, крайне важна для экономического прогресса в нашей стране.  Разумеется, в данном отрезке времени,  увеличение резервного фонда Кабинета Министров не может быть единственным решением. Однако внедрение новых строительных технологий, анализ городских территорий, разработка руководств безопасности, создание Государственного страхового фонда на случаи ЧП и поддержка международных страховых компаний может быть хорошим решением этой проблемы. Чтобы достигнуть подобной стабильности при нынешней урбанизации необходимо перенять передовой зарубежный опыт и сделать наши города более устойчивыми к возможным катастрофам как физически, так и экономически.

Четвёртое: В Узбекистане многие десятилетия действуют нормы на сухое строительство. Все понимают, что перегородки, облицовка стен и потолков легкими листовыми материалами позволяют снизить нагрузку на фундаменты и исключить человеческие жертвы, которые неизбежно возникают при обрушении кирпичных или бетонных перегородок.
 
Анвар Мухамеджанов

архитектор-урбанист, стипендиат Азиатского Банка Развития, магистр Токийского Университета, специалист в области международного развития и регионального планирования

Фото на главной: землетрясение в Ташкенте в 1966 году (Георгий Зельма)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.