Что ждет Ташкентский Ботанический сад — покажет время
Два года тому назад Anhor.uz поднимал тему Ботанического сада, когда работать в нем поручили организациям весьма далеким от ботанической науки. В целом, тема Ботанического сада поднималась на сайте четыре раза с 2014 года.
В августе 2014 года Anhor.uz сообщал, что постановлением Кабинета Министров № 211 от 1 августа 2014 года Ботанический сад ждет кардинальное обновление. В частности, будут реконструированы входная зона и объекты по магистральной оси сада. Будут построены визит-центр, экспозиция, отражающая природно-культурное наследие Узбекистана; современный научный комплекс с гербариями и зоологическими коллекциями, а также лаборатория молекулярной биологии и биотехнологий. На территории Ботанического сада создадут новый театр – «Зеленый театр», где будут проводиться культурные мероприятия научно-просветительского характера.
Однако, пока, это оставалось решением, реализация которого оставалась под вопросом. Затем вновь экологи забили тревогу – в Ботаническом саду ликвидировали службу защиты растений и, в целом, на его территории предпринимались неграмотные действия, несовместимые со статусом Ботанического сада.
Сегодня Anhor.uz публикует материал Натальи Шулепиной, проникнутый заботой и тревогой за будущее уникального научного объекта. Являются ли начатые работы реализацией постановления Кабинета Министров № 211 от 1 августа 2014 или это нечто иное – покажет время. Anhor.uz не будет спешить с выводами, однако ситуацию отслеживать будет.
Ташкентский ботанический сад стал новой организацией на том же месте. Получил реквизиты юридического лица. В Саду те же участки: «Крым», «Кавказ», «Америка», «Европа»… У сотрудников те же столы в избушках-развалюшках. Зато придан статус, как в 1950-м, когда рождался Сад. Если развитие происходит по спирали, то у Ташкентского ботанического сада есть шанс снова попасть в тридцатку лучших ботанических садов мира. Лишь бы до того не угробили.
Напомним, что Сад был основан на площади в 88 гектаров Федором Николаевичем Русановым. Ташкентский ботанический сад Академии наук Узбекистана является научным учреждением (с 1968 года – НИИ), занимающимся проблемами интродукции и акклиматизации растений в Узбекистане, прежде всего, деревьев и кустарников. В тридцатку лучших вошел в семидесятые годы прошлого века.
На территории Ботанического сада имеются пять экспозиций: участок восточноазиатской дендрофлоры (305 видов); участок североамериканской дендрофдоры (320 видов); участок среднеазиатской дендрофлоры (150 видов), участок европейско-кавказской дендрофлоры (250 видов); участок дальневосточной дендрофлоры (150 видов). Кроме того, имеются коллекционные маточники лиственных и хвойных растений, оранжерейно-тепличный комплекс. Мировую известность Сад получил благодаря уникальному ассортименту интродуцентов, хорошо и четко продуманной проектной организации.
В девяностые годы Академия наук лишила Ташкентский ботанический сад атрибутов юридического лица и подчинила Научно-производственному центру «Ботаника». Это было связано с отъемом около 24 гектаров под зоопарк и строительством на территории Сада в качестве утешительной компенсации здания для научных работников Ташкентского ботанического. В это здание и въехал НПЦ, выселив ученых Сада.
Затем его слили с Институтом зоологии, образовав Институт генофонда растительного и животного мира. В здание въехали еще и зоологи. Несколько лет на территорию Ташкентского ботанического сада имени академика Ф.Н. Русанова покушались то те, то иные структуры. Одновременно готовились планы реконструкции. Очевидно, они начали исполняться.
Ташкентский ботанический сад выделен из Института генофонда растительного и животного мира АН Узбекистана – это первый шаг. Второй — Академия наук стала заказчиком начавшегося на территории Сада строительства.
Пока вдоль забора выкапываются котлованы, закуплено и смонтировано оборудование для измельчения древесины и получения топливных гранул. Оно уже опробовано.
Вряд ли Сад с нулевым балансом способен приобрести дорогостоящее оборудование.
Можно предположить, что кому-то очень хочется наладить бизнес. Древесины здесь и в городе хватает. Можно также предположить, чем закончится строительство нового здания. У Сада его отберут. Забор перенесут вглубь территории. Это пессимистичный прогноз. Обсуждаются в обществе и пессимистичнее.
Оптимистичный прогноз: забор переноситься не будет. Здание достроят и передадут Ташкентскому ботаническом саду. Установку для измельчения веток, листьев, древесины подарят Саду, и она послужит исключительно его внутренним нуждам, естественно, после положительного заключения экологической экспертизы Госкомитета РУз по охране природы. Что касается возвращения Ташкентского ботанического сада имени академика Ф.Н.Русанова в тридцатку лучших ботанических садов мира, к этому надо стремиться, сохраняя и приумножая уникальную коллекцию.
Так хочется помечтать. Еще бы в Сад академиков-дендрологов! Пока в руководстве Сада дендрологов нет.
Наталия ШУЛЕПИНА
SREDA.UZ, 9.4.2016г.
Комментарии