Убив дракона трудно самому не стать им: женщина-абьюзер из Ферганы, пережившая домашнее насилие 70 лет назад, держит в страхе всю семью

Фото: Psychologies.ru

Многие женщины в Узбекистане не решаются открыто говорить о домашнем насилии. Они боятся обращаться в полицию или за помощью. Для некоторых семейное насилие стало привычной частью жизни, и они считают, что единственный выход – это терпение.

Узбекистан стал первой страной в Центральной Азии, которая криминализировала домашнее насилие. В апреле 2023 года был принят закон и Уголовный кодекс дополнен статьей 126-1, устанавливающей уголовную ответственность за такие преступления.

Однако, несмотря на законодательные изменения, многие жертвы продолжают сталкиваться с семейным насилием.

Героиня истории – Мафтуна, 45 летняя жительница небольшого города в Ферганской долине. Она работает воспитателем в детском саду на протяжении 26 лет. В семье она девятый по счёту ребёнок, у неё есть 6 сестёр и 2 брата.

По словам женщины, она сталкивается с семейным насилием на протяжении 17 лет своей замужней жизни. В отличие от традиционных представлений о насилии, когда агрессором выступает муж, в случае Мафтуны агрессия проявляется в действиях её свекрови. Это манипуляции, психологическое давление и унижения.

По рассказам Мафтуны, свекровь стала источником постоянного стресса и страха у всех членов семьи, включая мужа и двух детей.

«Унижения бывают в виде слов о том, что я из очень бедной семьи и что мои родители – нищие. Многие унижения я переношу нормально, но каждый раз, когда «мама» (свекровь – прим.ред) начинает оскорблять моих покойных родителей, что они не сделали мне достойного приданного или к примеру, что у нас в доме не было холодильника и телевизора, мне тяжело переносить такие слова».

«Она часто упрекает меня в том, что моя мама родила 9 детей, «как собака», и никто из нас не получил высшего образования. Часто повторяет, что детей могут и свиньи рожать. Также во время скандалов она говорит, что моя мама была сумасшедшей. Папу она задевает меньше, может потому что не застала его живым. Раньше я пыталась заступиться за родителей, но потом поняла, что этим только разжигаю в свекрови «огонь» еще больше. Она после такого могла ругать меня или моих родителей по несколько часов без перерыва», – рассказывает Мафтуна.

Свекровь Мафтуны – 75-летняя женщина с выразительными чертами лица. В ее взгляде читается богатый жизненный опыт, отпечаток времени и натуральная красота, подчеркнутая светлой кожей. Мафтуна отмечает сходство между ней и свекровью – обе обладают миловидными лицами с натуральным румянцем, выразительными глазами, а также предпочитают собирать длинные волосы в большую “шишку” на затылке и завязывать платком. В общении свекровь проявляет располагающую к себе открытость и доброжелательность, что вызывает сомнения относительно ее тиранства. По рассказам Мафтуны, свекровь проявляет перфекционизм во дворе дома, с множеством ирисов и ёлок у ворот, так и в поддержании идеальной чистоты и порядка в доме, что является ее постоянным требованием.

Свекровь и невестка, живут под одной крышей почти два десятка лет. Мафтуна старается занять себя домашними делами и работой в огороде, чтобы реже пересекаться со свекровью и избегать конфликтов.

Справиться со стрессом женщине также помогает большой сад с фруктовыми деревьями, за которым Мафтуна ухаживает после смерти свёкра. Здесь она сажает картошку, зелень, разводит кур.

«Вы знаете, моя свекровь часто говорит, что курица – это одно из семи сокровищ, подаренных человеку Всевышним. А когда я ухаживаю за птицей, мне становится так спокойно на душе. Моя покойная мама тоже очень любила разводить цыплят», – вспоминает Мафтуна.

«Моменты затишья или когда у мамы хорошее настроение мы все принимаем за счастье, очень радуемся таким передышкам и одновременно боимся сделать что-то не так, чтобы настроение свекрови вновь не изменилось», – говорит женщина.

Как рассказывает Мафтуна, после таких «ругачек» свекровь может приходить в себя по несколько часов или дней. Отношение свекрови к внукам и собственному сыну – мужу Мафтуны-  после конфликтов меняется, она начинает их ругать за любые погрешности, к примеру, если внук уронил вещь на пол или “громко” кусает яблоко. В такие моменты свекровь говорит им, что «их мама (Мафтуна) ненормальная женщина, родившая ненормальных детей».

«Можно сказать, что я привыкла к такому. Просто говорю себе, свекровь уже пожилая и больная женщина», – говорит Мафтуна.

Мафтуна каждый будний день встаёт в 5 часов утра, убирается во дворе, кормит животных, готовит завтрак и идёт на работу в детский сад. После работы она спешит домой, чтобы не опоздать и избежать недовольства свекрови. Придя домой, Мафтуна быстро переодевается, так как любая задержка может стать поводом для ругани со стороны свекрови. Этот распорядок дня Мафтуна соблюдает с самого момента своей свадьбы.

Мафтуна проводит большую часть своего времени на кухне, которую она называет «островом свободы». Она готовит, убирает и молится, чтобы справиться с психологическим давлением. Её распорядок дня зависит от времени года: зимой она ложится спать рано, а летом поздно из-за необходимости поливать сад.

Мафтуна старается избегать разговоров по телефону, когда в доме находится свекровь, и переводит его в беззвучный режим после работы. Звонки сильно раздражают свекровь, будь то коллеги или родители детей, что часто становится поводом для ругани. Родственники Мафтуны перестали ей звонить, а в гости к ней никто не ходит. Когда Мафтуна была молодой невесткой, к ней приходили племянники и сёстры, но после их визитов свекровь всегда высказывала свое недовольство.

«Иногда я чувствую, что это тюрьма, из которой можно только сбежать, но мои дети здесь, и этот дом для них родной», – говорит Мафтуна.

Мафтуна рассказывает, что с каждым годом скандалы со стороны свекрови становятся всё чаще. И единственным выходом из таких ситуаций женщина видит в терпении.

Мафтуна считает, что семейное насилие означает отсутствие свободы для женщины. В её доме есть два телевизора, один из которых она купила вместе с мужем в кредит, но свекровь является единственным зрителем. Дети не могут смотреть телевизор, когда дома «мама», так как она ругает их за просмотр «ненужных фильмов». Они привыкли смотреть телевизор только в отсутствие бабушки.

Мафтуна поделилась, что несколько раз в моменты отчаяния пыталась покончить с собой. В последний раз она взяла бутылку со столовым уксусом, чтобы выпить её, но свекровь успела выбить её из рук и ударила Мафтуну по лицу. После этого Мафтуна чувствовала себя опустошённой, будто в тумане, не видела ни себя, ни детей вокруг, словно из неё выкачали всю энергию, и она не знала, что делать.

Мафтуна не может вспомнить причину скандала, после которого она решила покончить с собой. Она говорит, что в какой-то момент у неё просто закончились силы терпеть эту жизнь. Это был второй случай, когда она пыталась уйти из жизни, но о первом случае она просит не расспрашивать.

По её словам, рукоприкладство со стороны свекрови не является частым явлением, но она может ударить невестку по лицу или детей. Однажды свекровь даже пыталась задушить Мафтуну в приступе ярости. Женщина отмечает, что ей проще выдержать физическое давление, чем психологическое.

75-летняя хозяйка большого, ухоженного дома, где живёт Мафтуна, страдает от проблем со здоровьем, таких как астма и боли в ногах, что, возможно, влияет на её настроение.

По словам Мафтуны, её свекровь проявляет тираническое отношение не только к ней, но и к собственным детям. Женщина часто бросает предметы в своего сына или бьёт его по лицу, и он вынужден убегать от неё. Конфликты с сыном возникают из-за бытовых вопросов, и даже реакция соседей на её колкие замечания может спровоцировать срыв на сыне.

В то же время Мафтуна отмечает, что свекровь заботлива по отношению к детям и внукам, и, несмотря на ругань, помогает им, в том числе и финансово.

В узбекских семьях сыновья не оставляют родителей

В рассказе Мафтуны муж описывается как очень мягкий и почти безвольный человек. Он предпочитает уходить в себя во время семейных скандалов, чтобы не усугублять ситуацию. Супруги обсуждали возможность приобретения отдельного жилья, но понимают, что в узбекских семьях сыновья не оставляют родителей.

В семьях Узбекистана существует традиция, согласно которой молодожёны не теряют связей с родителями супруга и предпочитают жить совместно. Эта практика основана на уважении к старшим поколениям и поддержке семейных уз. Жилье, как правило, является общим для нескольких поколений, что способствует тесным отношениям между родственниками. Молодые семьи получают поддержку и помощь со стороны родителей, а также советы и жизненный опыт.

Мафтуна рассказала, что свекровь сама выбирала невесту для своего сына.

«Я вышла замуж достаточно поздно, в 29 лет. Моему будущему мужу было на тот момент почти 32. «Мама» рассказывает, что она до меня посмотрела несколько десятков девушек, но выбор её пал на меня. Она раньше часто укоряла меня в том, чтобы я была благодарна ей за то, что я замужем, а иначе бы до сих пор сидела в старых девах, без семьи и детей. Она также часто напоминает мне, что я из нищеты попала прямо в золотую чашу».

Мафтуна говорит, что у свекрови с годами характер только ухудшается, она уже к этому привыкла и видит выход только в терпении. Когда у свекрови начинаются неконтролируемые приступы ярости и агрессии, Мафтуна читает про себя молитвы, что помогает ей справляться с ситуацией, когда свекровь кричит, размахивает руками и оскорбляет её.

«Невозможно угадать, что может послужить причиной недовольства свекрови, – говорит Мафтуна. К примеру, это может быть сыр, который я принесла вчера из магазина, и вкус который маме не понравился. Она сначала отругала, что я не умею выбирать продукты, потом она напомнила, что в моей семье никогда не ели качественных продуктов и поэтому я не умею ничего покупать. Далее она стала ругать моих родителей, сестёр и братьев. Обычно, если в этот момент зайдёт муж, она начинает пересказывать ему всё, ругаясь и проклиная меня и моих родных. В такие моменты я не знаю куда бежать от страха. Каждый поход на рынок или в магазин для меня стресс, так как я всегда боюсь, что какой-то продукт не понравится маме. Еще страшнее, когда я заношу продукты домой, а «мама» на кухне, тогда я готова зарыться в землю, чтобы переждать этот момент, когда она начинает распаковывать пакеты».

Семейный бюджет складывается из заработной платы Мафтуны и её супруга. Свекровь откладывает свою пенсию, но иногда тратит её на продукты.

Психологическая поддержка

На вопрос о том, думала ли Мафтуна о помощи психолога, женщина с улыбкой отвечает: «Я уже сама стала как психолог. На работе молодые невестки часто жалуются на свекровей, и когда я рассказываю им о своей, они замолкают, а потом просят совета. И я помогаю им, как могу».

В Узбекистане существует ряд телефонов доверия и центров поддержки для жертв домашнего насилия. Например, проект Немолчи.уз предоставляет бесплатную психологическую и юридическую помощь для жертв насилия на русском и узбекском языках. Также доступна возможность отправить историю анонимно через боты в Телеграм. Кроме того, существуют горячие линии от неправительственной-некоммерческой организации «Nihol», Центра Поддержки Гражданских Инициатив, а также центры социальной защиты семьи в различных областях страны. Для женщин, переживших насилие, также доступны горячие линии по борьбе с насилием от МВД Узбекистана и Республиканского центра реабилитации и адаптации жертв насилия.

Кроме того, Комитет женщин Узбекистана при Кабинете Министров организовал круглосуточную бесплатную телефонную линию 1146 на всей территории страны. Специалисты телефона доверия помогают женщинам и девочкам, ставшим жертвами насилия, выйти из трудного положения, получить психологическую, правовую, медицинскую помощь. При этом также обеспечивается анонимность звонков. Но достаточно ли этого? Помогают ли все эти структуры сегодня решить проблему домашнего насилия?

Психолог-практик из Ташкента Бобоёр Тураев отмечает, что часто помогал семьям, где женщины страдали от деспотичных отношений со свекровями.

Он подчеркивает, что простое предоставление женщинам советов и указаний, как это происходит в центрах помощи, – неэффективно. Вместо этого, профессиональная психологическая помощь является более действенным подходом.

Психолог отмечает, что женщины часто не знают о существовании центров помощи и телефонов доверия, которые могут оказать поддержку жертвам домашнего насилия. Однако, по его мнению, в таких центрах не всегда работают квалифицированные специалисты, которые правильно проводят терапию и знают как выводить человека из состояния травмы и эмоционального выгорания. А некорректная помощь может ещё больше травмировать женщин.

Для решения проблемы насилия и абьюза психолог Тураев считает, что помощь психолога является временной мерой. Для долгосрочного решения проблемы необходимы дополнительные навыки, такие как аналитическое мышление и способность справляться с суицидальными порывами. Он также предлагает прививать детям психологические права с ранних лет, чтобы они могли обуздать насилие и избежать психологической незрелости, которая может привести к повторным случаям абьюза.

“Мы должны воспитывать в девушках навыки эффективной коммуникации со свекровкой, мужчинами, людьми вокруг, которые потенциально могут проявлять агрессию в их отношении”,- заключает Тураев.

Мечта, ставшая реальностью

К моменту публикации статьи Мафтуна сообщила радостную весть – она поступила на заочное отделение педагогического вуза.

«Вы знаете, сбылась моя 30-летняя мечта. Я всегда хотела учиться в вузе, но материальное положение моей семьи не позволяло мне это сделать. Я чувствую себя такой энергичной. И мне до сих пор не верится, что я буду учиться», – говорит сквозь слёзы Мафтуна.

Заведующая детским садом, где она работает, предложила самым опытным сотрудницам сдать документы и тестовый экзамен для поступления в вуз по специальным квотам. Мафтуна набрала 80 баллов из 100 и стала студенткой.  Радость женщины удвоилась, так как почти одновременно её старший сын поступил в Академический лицей после окончания 9-класса.

Мафтуна рассказала, что оплата за обучение будет покрываться частично за счет собственных средств и со стороны учреждения, где она работает.

Изначально свекровь Мафтуны относилась скептически к идее невестки о получении высшего образования, указывая на необходимость делать это в молодости или сразу после окончания школы. Однако новость о ее поступлении была встречена ею с радостью. Как отмечает женщина, ее свекровь сама не имела возможности учиться из-за семейных обстоятельств, однако всегда поддерживала своих детей и внуков в стремлении получить образование.

Два года назад правительство Узбекистана утвердило постановление, согласно которому женщины, имеющие трудовой стаж по специальности не менее 5 лет, смогут поступить в государственные вузы на платно-контрактной основе по рекомендации Комитета по делам семьи и женщин (без экзамена, только на основании небольшого теста).

Убить дракона…

Мафтуна рассказала, что на работе с детьми смотрели как-то старый мультфильм на основе восточной сказки, в которой мальчик убивает дракона, наводящего ужас на всю деревню. Но дракона невозможно было победить, так как любой, убивший дракона сам превращался в него, и только человек с чистым сердцем мог уничтожить его и остаться человеком.

Женщина говорит, что мультфильм произвёл впечатление на неё. Она поняла, что если будет бороться с ситуацией и пытаться подавить свекровь, то сама может превратиться в тирана.

«Я перестала желать ей зла. И это запрещено в исламе. В своих молитвах очень прошу Аллаха, чтобы я не стала такой же свекровью для своей будущей невестки. Не хочу так отравлять жизнь своих детей и близких», – говорит Мафтуна.

Психолог Тураев отмечает, что в своей практике часто сталкивается с желанием людей держать всё под личным контролем. Родители могут осуществлять тотальный контроль за ребёнком и другими членами семьи, что является защитным механизмом, за которым скрываются их внутренние страхи перед одиночеством и незащищённостью.

По словам психолога, 90 процентов деспотичных по отношению к близкими женщины, сами несчастные и больные люди.

Свекровь Мафтуны рассказала, что в 6 – летнем возрасте у неё умерла мама и она с маленьким братом осталась с отцом, который дважды женился после смерти жены. Через год её и младшего брата начала воспитывать мачеха, которая родила в этом браке троих детей.

По воспоминаниям свекрови, их приёмная мать рожала каждый год и бросала детей на них, уезжая на несколько месяцев к родне. Женщина помнит, как ей и младшему  брату приходилось самим заботиться о младших детях, а также систематически переезжать к родственникам, когда её отец и мачеха сильно ругались и менять школы почти каждый месяц.

Свекровь Мафтуны часто рассказывала ей, как в детстве ей с братом приходилось нередко терпеть побои от неродной мамы, чаще из-за того, что недоглядели за детьми.

Свекровь также вспоминает, как с 13 лет её брат приучился к воровству, приносил ворованные дыни с рынка, и как мачеха хвалила его за это. Впоследствии его жизнь закончилась трагически. Женщина призналась, что очень боялась, что её сын (муж Мафтуны) может пойти по той же дороге и поэтому жёстко контролировала его с юности.

Дети, выросшие в семьях с насилием, подвержены риску повторения этой модели поведения взрослыми. Это создает опасный цикл, передаваясь из поколения в поколение, в каждом из которых рождается новое насилие.

Для борьбы с проблемой домашнего насилия и абьюза, государству необходимо предпринять ряд мер. В первую очередь, важно усилить информационную кампанию о существующих центрах помощи и телефонах доверия для жертв домашнего насилия. Необходимо обеспечить доступность и видимость этих ресурсов, чтобы женщины знали, куда обратиться в случае насилия.

Кроме того, Министерству дошкольного и школьного образования, а также Министерству высшего образования, науки и инноваций нужно включить в образовательные программы в учреждениях страны тренинги и семинары, направленные на повышение осведомленности о признаках насилия и способах его предотвращения.

Случай с Мафтуной показывает, что женщина в аналогичной ситуации не всегда будет звонить на телефоны доверия и искать убежища от насилия. Таким жертвам домашнего насилия необходима психологическая помощь, причем на долгосрочной основе, и не только ей, а всем членам семьи, включая агрессора.

К примеру, в большинстве развитых стран существуют законы, которые определяют психологическое насилие как форму домашнего насилия. Например, Конвенция Совета Европы о предотвращении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием четко определяет, что такое насилие, включая физическое, сексуальное, психологическое и экономическое насилие, происходящее в кругу семьи. Эти законы обеспечивают правовую защиту жертв и позволяют им обращаться за помощью в кризисные центры.

Нужно также учитывать, что не всякая жертва психологического насилия находит в себе силы найти контакты центров помощи и позвонить им. Но почти у каждой женщины есть сотовый телефон, через который она одним нажатием кнопки сможет получить необходимую ей в критических ситуациях помощь. Как например, приложение YouTalk, которое предоставляет доступ к психологической помощи и поддержке, включая функции для анонимного общения с профессиональными психологами и психотерапевтами. Это позволяет женщинам получать помощь в удобное для них время.

Возможно это будет приложение, помогающее пользователям отслеживать свое психическое здоровье с помощью опросников, которые могут выявить необходимость в профессиональной помощи.

Например в США, Канаде и странах Европы есть приложения, как Calm (в переводе с английского “спокойствие”) и Headspace для медитации и техники, которые могут быть полезными для женщин, испытывающих стресс и тревогу из-за психологического насилия. Данные приложения поддерживают множество языков и активно используются женщинами, пережившими насилие.

Мы призываем программистов и IT-специалистов страны создать аналогичные приложения на узбекском языке, чтобы обеспечить доступ к психологической помощи и поддержке для узбекских женщин.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.