Агентство интеллектуальной собственности Узбекистана внесло свою лепту в борьбу с насилием и порнографией

Агентство интеллектуальной собственности Узбекистана внесло свою лепту в борьбу с насилием и порнографией

Агентство по интеллектуальной собственности Узбекистана выступило инициатором запрета 34 компьютерных игр. Под запрет попали три десятка самых кассовых, но далеко не новых игр, которые, по мнению Агентства, «подрывают нравственные устои и пропагандируют насилие, порнографию». Однако, не ясно, как на практике будет выполняться это предписание.
 
В борьбе с насилием
Свое решение чиновники обосновали тем, что такие игры «пропагандируют насилие, порнографию, подрыв безопасности и общественно-политической стабильности в стране, гражданского мира, межнационального и межконфессионального согласия, распространения недостоверной информации об Узбекистане».
 
Всего в список вошло 34 игры, причем, судя по текстам документов, авторы законопроекта не вполне владеют этим вопросом. Например, в списке есть игры из целых серий, но под запрет попала только одна часть. Касаются ли санкции остальных выпусков серии — неясно.

Так, из GTA запретили только San Andreas, выпущенную 13 лет назад — в 2004 году. С тех пор Rockstar, компания разработчик, успела выпустить 4 игры и три больших дополнения. Но ни новых игр, ни 7 игр-предшественниц San Andreas, в списке нет. Аналогичная судьба постигла серию Mass Effect, Mafia, Call of Duty, Fallout, Assasin's Creed, Resident Evil и Sims. Под запрет целиком ушла только серия игр Hitman.
 
Ошибки вкрались и в названия зарубежных игр. Так, геймерские продукты Kane & Lynch 2: Dog Days внесли в список под названием “Kane and Leanch 2: Dog days”, что де-юре исключает эту игру из черного списка. Аналогичная неточность замечена и в описание другой игры — Postal 2. Годом выпуска игры указан 2012 год, хотя на самом деле она была выпущена в 2003 году. В 2012 году игра стала доступна к покупке через онлайн-платформу Steam.
 
У четырех игр в списке — Castelvania, Assasin's Creed, Fallout, Dead Rising и вовсе не указан ни год выпуска, ни страна, ни разработчики. У еще 8 игр не хватает какой-либо информации — названия разработчика, режимы игры или жанра игры. При этом информация по любой из игр в списке — издатель, жанр, год выпуска — легко находится в Википедии, на сайтах рейтинговых агентств и на сайтах разработчиков.
 
Вопросы вызывает и игнорирование чиновниками системы международных рейтингов игр. Дело в том, что на сегодняшний день в мире существует пять организаций, присваивающих играм возрастные рейтинги — и у всех игр в списке стоит как минимум отметка “16+”. Исключение составляет только Sims — рейтинг игры по системе USK 6+, а по PEGI, которая очень серьезно подходит к оценке контента, выставлен рейтинг 12+.
 
Вызывает вопросы и возраст некоторых игр: самые «свежие» игры в списке — 2016 года (их всего две), еще четыре — 2015 года. Остальные гораздо старше, а самая старая — так и вовсе 1995 года.
 
При этом непонятны и юридические аспекты запрета — сейчас игры из списка «не рекомендуется» распространять на территории Узбекистана. Информационное сообщение на сайте агентства немного разъясняет положение: те компании, которые получают лицензию, должны обеспечить «недопущение» ввоза, воспроизведения (изготовления) и распространения игр из запретного списка.
 
Запретный плод сладок
Как прокомментировал такой выбор узбекских властей российский видеоблогер Wylsacom (Валентин Петухов), такой список в принципе показывает косность бюрократической системы.   «Есть ощущение, что этот документ, что называется, «сам в себе», он, скорее всего принят, не будет исполняться и не достигнет той цели, с которой принят», — заметил эксперт.  
 
По его мнению, наличие в списках старых игр и отсутствие новых может быть объяснено тем, что подобная идея давно зародилась у регулирующих органов, но до ее реализации дошли спустя несколько лет. Кроме того он добавил, что скорее всего зарубежные компании попросту проигнорируют данный запрет.
 
В свою очередь политолог, Роман Романов отметил, что подобные запреты не приведут к ожидаемому результату: благодаря современным технологиям и пиратству любой контент доступен в Интернете. «Любая запрещенная игра, если она хорошая, будет еще популярнее… Запретив игру сегодня, завтра мы обнаружим, что она стоит на всех компьютерах — люди скачают игру через торренты или другие программы», — отметил эксперт.

Система рейтингов же, считает Романов, позволяет не допускать детей к контенту лишь при двух условиях: родители занимаются своими детьми и изучают рекомендации по возрасту, которые размещаются на играх, а контент в стране в основном приобретается легально.

На момент публикации статьи редакции не удалось связаться с представителями Агентства по интеллектуальной собственности РУз, сообщает Спутник.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.