Ассоциация инвалидов рекомендует создать при Кабмине комитет по вопросам инвалидности

Ассоциация инвалидов рекомендует создать при Кабмине комитет по вопросам инвалидности

Ассоциация инвалидов Узбекистана представила альтернативный доклад по осуществлению Республикой Узбекистан Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Доклад подготовлен на основании наблюдений, мониторинга, опроса лиц с инвалидностью, а также официальных данных, полученных по запросу от Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.

«Отношение общества к людям с инвалидностью демонстрирует уровень готовности, как государства, так и отдельных граждан, идти по пути развития демократии и уважения прав человека», – такими словами начинается доклад.

Ассоциация подчеркивает, что в национальном законодательстве, и в частности в законе «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан» отсутствуют такие понятия как «дискриминация по признаку инвалидности», «универсальный дизайн», «инклюзивное образование», «разумное приспособление», «доступ к правосудию», «мобильность», «абилитация», «язык общения», а понятие «лицо с инвалидностью» противоречит Конвенции ООН «О правах инвалидов».

Замечания общего характера

По наблюдениям Ассоциации инвалидов 70% опрошенных людей с инвалидностью отметили, что из-за отсутствия доступной физической среды им большую часть своей жизни приходиться проводить дома. По всей республике всего 10% зданий имеют доступную физическую среду для использования людьми с инвалидностью. Так согласно данным Государственного комитета по статистике на 1 января 2019 года в республике функционируют 62 пассажирских транспортных средства, приспособленных для людей с инвалидностью, из них в Бухаре – 1, Джизаке – 1, Карши – 1, Самарканде – 2, Фергане – 6, Хиве – 1, Ташкенте – 51.

Не дискриминация

В докладе отмечается, что в национальном законодательстве отсутствует понятие «Дискриминация по признаку инвалидности» как это определено в статье 2 Конвенции ООН «О правах инвалидов», которую Узбекистан подписал 27 февраля 2019 года. Ассоциация отмечает, что в законодательстве также отсутствует система мер ответственности за допущение дискриминации по признаку инвалидности. Отсутствие понятия «Дискриминация по признаку инвалидности», а также ответственности за дискриминацию по признаку инвалидности, является барьером для осуществления судебной защиты и обжалования нарушенных экономических, социальных и культурных прав людей с инвалидностью.

Право на труд

Людям с инвалидностью, которым присвоили 1 или 2 группу инвалидности, в заключении о трудовой деятельности выдаваемой ВТЭК, пишется, что они нетрудоспособны.

«Для человека с инвалидностью, ищущего работу – это заключение равносильно «смертному приговору» так как никакой работодатель с таким заключением на работу не возьмет. Существующая практика определения инвалидности по критерию утраты степени трудоспособности, противоречит как внутреннему, так и международному законодательству. Например, в Трудовом кодексе, в качестве работника фигурируют инвалиды как 1-ой так и 2-ой группы, а Конвенция ООН «О правах инвалидов», инвалидность определяет не по утрате степени трудоспособности, а наличием средовых барьеров», – отмечается в докладе Ассоциации инвалидов Узбекистана.

Сложившаяся практика установления инвалидности также противоречит здравому смыслу, считают в Ассоциации, так как фактически невозможно определить степень утраты трудоспособности, ведь даже парализованный человек при нынешнем развитии коммуникационных технологий может работать интеллектом и имеет право трудиться. «Проблема осложняется еще и тем, что сотрудники ВТЭК в основном являются специалистами медицинского профиля, которым трудно оценивать профессиональные и социальные факторы при разработке рекомендации о трудоспособности инвалида», – говорится в докладе.

По состоянию на 1 января 2018 года по обязательной 3% квоте трудоустройства людей с инвалидностью, по Республике было трудоустроено всего 2% от трудоспособных людей с инвалидностью.

«Отсутствие действенного государственного и общественного контроля. Государственный контроль за соблюдением предприятиями и организациями 3% обязательной квоты трудоустройства лиц с инвалидностью, возложен на Министерство занятости и трудовых отношений, которое практически устранилось от этой своей обязанности, одной из причин этого является не заинтересованность данного министерства в сборе штрафов за не соблюдение 3% квоты, так как на практике суммы штрафов попадают не на расчётный счёт Министерства занятости и трудовых отношений, а на расчётный счёт Министерства финансов», – подчеркивает Ассоциация.

Право на социальное обеспечение

В докладе отмечается, что применяемые при проведении медико-социальной экспертизы критерии для установления инвалидности основываются на методике 40-летней давности, что усугубляется также отсутствием углубленных научных исследований в данной сфере.

«Процедура официального оформления инвалидности, а также её подтверждения (переосвидетельствования), дающая право на меры государственной поддержки, является непрозрачной, весьма забюрократизированной и унижает человеческое достоинство людей с инвалидностью.[…] На практике встречаются случаи ежегодного переосвидетельствования лиц с инвалидностью, имеющих невосстанавливаемое нарушение здоровье, например, ампутированные или атрофированные конечности, ДЦП и т.д», – отмечает Ассоциация.

В Республике действуют 7 предприятий по производству протезной продукции и технических средств реабилитации для инвалидов, из которых современным требованиям отвечают лишь 2 предприятия, подчеркивают авторы доклада.

Так по данным Ассоциации инвалидов 90% опрошенных людей с инвалидностью высказали недовольство качеством социальных услуг по обеспечению протезно-ортопедическими изделиями и техническими средствами реабилитации.

«Согласно законодательству, инвалиды I и II групп имеют право на получение бесплатных медицинских услуг (кроме стоматологических и косметических) в частных медицинских учреждениях. Однако на практике данная социальная услуга не работает, по причине того, что не определен перечень бесплатных медицинских услуг для лиц с инвалидностью, оказываемых частными медицинскими учреждениями», – говорится в докладе.

Право на достаточный жизненный уровень, включая питание, одежду и жилище

Как отмечают авторы доклада, в статье 39 Конституции Республики Узбекистан, сказано, что пенсии и пособия не должны быть ниже минимального прожиточного минимума, однако до сих пор все еще не внедрены понятия «потребительская корзина» и «прожиточный минимум», являющиеся важным фактором определения размера пенсий и пособий.

«По наблюдению и расчётам Ассоциации инвалидов установленный государством минимальный размер оплаты труда покрывает 60% расходов минимального прожиточного уровня», – отмечает Ассоциация.

Участие в культурной жизни, пользование результатами научного прогресса

Авторы доклада сообщают, что отсутствие равного и пропорционального бюджетного финансирования спортсменов с инвалидностью и без нее, привело к тому, что в стране отсутствует специализированный спортивный центр, для подготовки и тренировки паралимпийцев, не оплачивается работа тренеров, закупка оборудования и спортивного инвентаря, аренда спортивных помещений, организация и проведение спортивных соревнований.

«Все эти расходы спортсмены с инвалидностью должны покрывать за свой счет или находить спонсоров, аналогичные расходы спортсменов, не имеющих инвалидность, оплачиваются из средств государственного бюджета», – подчеркивают в докладе.

Из 107 проверенных официальных веб сайтов 88 доступны для слабовидящих, масштабирование шрифтов и элементов интерфейса с помощью веб-инструментов доступно на 67, возможность звукового отслеживания действия пользователя на веб-сайте на 47, видеоролики, выражающие информацию жестовым языком – 0.

Рекомендации

Помимо принятия закона «О правах лиц с инвалидностью», Ассоциация рекомендует перейти на современную систему определения инвалидности на основе
Международной классификации функционирования ограничений жизнедеятельности и здоровья.

Помимо прочего предлагается:

– разработать и принять государственную программу «Доступная физическая среда»
– разработать и принять государственную программу по трудоустройству людей с инвалидностью
– разработать и принять закон «Об инклюзивном образовании»
– создать единый орган социальной защиты населения
– создать при Кабинете Министров Республике Узбекистан межведомственный комитет по вопросам инвалидности
– учредить должность уполномоченного по правам людей с инвалидностью.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.