Бизнес по-женски в Узбекистане
Женщины-предприниматели – явление уже достаточно распространенное в Узбекистане. В условиях рыночной экономики женщины приходят в бизнес, осваивают управление предприятием, вкладывают средства, руководят процессом.
Согласно данным Государственного комитета Республики Узбекистан за последние десять лет доля женщин, возглавляющих малые и частные предприятия, возросла в 1,6 раза, они являются руководителями свыше 40 процентов субъектов малого бизнеса. Корреспондент ANHOR.uz пообщался с несколькими представителями прекрасного пола, которые уже несколько лет занимаются бизнесом в Узбекистане:
Зера Зайтулаева, туристическая фирма «Calypso Travel»:
«Наша компания успешно существует на рынке Узбекистана уже 3 года. Основное направление — выездной туризм. В туристический бизнес я попала случайно, однако сразу поняла, что нашла свое любимое дело.
Трудно ли открыть свой бизнес в Узбекистане? Начну с того, что открыть свое дело в нашей стране сейчас не так уж и сложно. Для начала необходимо выбрать название для компании, ведь как корабль назовешь, так он и поплывет. После утверждения названия, нужно сдать все необходимые документы в хокимият по району, и через 10-15 рабочих дней вы уже получаете свидетельство о регистрации вашей организации. После прохождения всех инстанций наступает основная часть – это получение лицензии на тот или иной вид деятельности, в нашем случае туристической. Для открытия туристической фирмы требуется определенный уставный фонд, после формирования которого вы можете подавать документы на оформление лицензии. На рассмотрение заявления уходит от 3 до 6 месяцев, по истечении которых вы получаете лицензию на занятие туристической деятельностью.
Что касается женщин-предпренимателей, то думаю на сегодняшний день, бизнес-леди в Узбекистане — нормальное явление. И это радует.
Начинающим бизнесменам я бы хотела бы пожелать четко определить направление вашего бизнеса, спланировать каждую деталь. Ну а самое главное, чтобы дело, которым вы занимаетесь, приносило вам не только доход, но и удовольствие, потому что, удовлетворение от выполняемой и любимой работы не заменит ничего».
Марина Тен, компания по производству мебели из ротанга Aiko.uz:
«Компания Aiko.uz занимается производством плетеной мебели из искусственного ротанга, алюминия и тонкостенной стали. Идея изготовления такой мебели пришла ко мне в 2008 году. После развода с мужем мне достался «убитый» завод, на базе которого я хотела запустить новое производство. В тот же год я поехала на заводы Китая с целью изучения процесса производства алюминиевой мебели. Там я увидела процесс изготовления мебели на алюминиевом каркасе с применением ротанговой нити и решила, что изготовление плетеной мебели наиболее перспективный бизнес.
Таким образом, в 2009 году мы начали выпуск подобной мебели в нашей стране. В первые годы производство не приносило прибыли. Это было связано с несколькими факторами: сырье полностью завозилось из Китая, производство данной мебели 100%-ый ручной труд, да и в Узбекистане не было специалистов по плетению. К тому же, была достаточно высокая конкуренция с мебелью, которую завозили из Китая.
Но шли годы мы приобретали неоценимый опыт, обучали людей, продвигали бренд, учились продавать и в 2013 году стали достаточно известны. В 2013 году мы приобрели оборудование для производства искусственного ротанга. Также мы нашли компанию в Ташкенте, которая начала производство нужного нам алюминиевого профиля. Таким образом, в настоящий момент 95% сырья и материалов, используемых для производства мебели, локализовано.
И конечно, в большей степени это стало возможным благодаря государственной поддержке в развитии малого бизнеса. И это не просто громкие слова — мы полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и НДС за ввозимое оборудование для производства. Благодаря снижению затрат, в 2014 году мы понизили стоимость всей нашей продукции на 20% и увеличили объемы.
Трудно ли быть женщиной-предпринимателем в Узбекистане? Мне, нетрудно. Начиная с 2000 года я занимаюсь бизнесом в различных сферах, поэтому есть опыт. Что касается льгот, то они есть для производственных предприятий, и мы ими пользуемся, но не потому, что я женщина, а потому что я производственник.
Молодым людям, которые решат открыть бизнес в подобной сфере, придется нелегко, потому что при производстве мебели необходима достаточная финансовая база. И в качестве совета, я считаю, что все молодые люди должны поработать 5-6 лет на государственном предприятии, для того, чтобы структурировать все знания, полученные за время учебы, научиться разбираться в законодательной базе и работать с документами. После этого, на базе полученного опыта, им будет намного легче разбираться в вопросах бизнеса».
В Узбекистане есть женщины-предприниматели, приехавшие из других стран:
Лыу Тхи Кой, управляющая вьетнамского кафе «ХаНой»:
«Мы с мужем приехали в Узбекистан в 2006 году. Во времена СССР муж учился в Ташкенте, ему понравилась ваша страна, и мы решили приехать сюда и попробовать открыть свой бизнес. В Ташкенте очень много ресторанов восточной кухни – китайской, японской, корейской, однако нет ресторанов вьетнамской кухни, поэтому мы решили открыть именно такой ресторан. В настоящее время я являюсь управляющей кафе «ХаНой», занимаюсь подбором блюд в меню, оформлением дизайна кафе, контролем работы нашего повара из Вьетнама.
Трудно ли быть женщиной-предпринимателем в Узбекистане? У меня не возникало трудностей при открытии бизнеса. В ноябре 2006 года мы начали оформление необходимых документов, и в январе 2007 года кафе уже открылось. Основные трудности возникают позже. Кафе «ХаНой» меняло свое месторасположение в городе уже 5 раз, в связи с тем, что хозяева зданий, которые мы арендовали под кафе, периодически повышали арендную плату. При переезде кафе наши постоянные клиенты теряют наши контакты, поэтому на новом месте приходится привлекать новых клиентов.
Также возникает проблема с доставкой необходимых ингредиентов. Конечно, мясо, овощи мы используем местные, однако для приготовления истинного вьетнамского блюда необходимы специи. К счастью, у меня есть много друзей, которые часто выезжают из Узбекистана во Вьетнам, и помогают мне с доставкой вьетнамского чая, кофе и рисовой лапши.
Молодым людям, которые хотели бы открыть свой бизнес в сфере общественного питания, я бы посоветовала активно работать, искать свою нишу, рекламировать заведение. Предприятия сферы питания требуют больших вложений в аренду, привлечение клиентов. Наше заведение работает с 10 утра до 11 вечера, иногда бывает достаточно клиентов, иногда – пара столов. Заполняемость заведения также зависит от праздников. Во время праздников – много клиентов, после праздников – тишина. Поэтому при создании бизнеса необходимо учитывать все эти моменты и быть готовым к спадам».
Елена Мильбергер, художник-дизайнер марки одежды Elena Milberger:
«Марка одежды Elena Milberger представляет женскую одежду и аксессуары из натурального шёлка с ручной росписью, одежда представлена на рынке с 2009 г. Я сама являюсь дизайнером, художником, конструктором и технологом своего производства. Идея создания бизнеса пришла сама. Когда я начала работать над своей первой коллекцией одежды, я встретилась с такой проблемой, как недостаточный выбор оригинальных тканей на нашем рынке, а отечественные ткани подчас не отличаются хорошим качеством. Денег на создание коллекции было мало, необходимо было минимизировать расходы. Пришла идея использовать технологию ручной росписи на ткани и этим удешевить процесс. А потом эта идея уже сильно увлекла. Одежда с ручной росписью на ткани превратилась в моё Уникальное Торговое Предложение. Из года в год я пробую новые техники и придумываю новые рисунки. И получаю от своего творчества массу удовольствия.
Процесс открытия компании происходил постепенно. Сначала я зарегистрировалась как член ремесленного общества «Хунарманд», что дало возможность получить определённые льготы. Затем открыла патент частного предпринимателя, сняла помещение под мастерскую. Со временем у меня появились ученики, которые со временем стали мастерами, с ними сейчас и сотрудничаю. В Tashkent Plaza мне любезно предоставили помещение под шоу-рум. На открытие своего магазина пока не решаюсь, наверное, не хватит на всё времени. Предпочитаю производить продукцию, а продажи доверяю магазинам.
Сложности при ведении бизнесе возникают, в основном, в подборе кадров, особенно из коммерческой области. Трудно найти компетентного и порядочного коммерческого директора. Ещё есть сложности с по-настоящему профессиональными портными. А найти грамотного конструктора одежды и не мечтаю, давно поняла, что наших специалистов готовят не по современным программам конструирования одежды, приходится конструировать всё самой.
Надо сказать, что государство помогает лицам, занимающимся прикладным искусством. Я уже 5 лет являюсь членом ремесленного общества «Хунарманд», и моя деятельность не облагается налогом. Достаточно раз в месяц платить членский взнос и ежемесячно оплачивать отчисления в пенсионный фонд. Я имею права продавать свою продукцию без наличия кассового аппарата. Имею право брать учеников. Что касается кредитов, пока предпочитаю обходиться собственными силами. Наращивать объёмы своего производства стараюсь постепенно.
На наш вопрос о том, что Елена посоветовала бы молодым людям, которые хотят начать свое дело в подобной сфере, она сказала: «Из собственного опыта, могу сказать, что в дизайнерском деле сначала творчество, потом бизнес. Я всегда думаю о выполнении красивой качественной продукции, а потом о прибыли. Надеюсь, моя универсальная формула поможет молодым модельерам. Главное, найти свой почерк и много работать. А удача приложится!»
Вот такие они, отечественные бизнес-леди.
Алина Заннони
Комментарии