Что возмущает архитектора Юрия Халдеева?

Что возмущает архитектора Юрия Халдеева?

На бульваре по улице Рашидова в Ташкенте  ликвидировали Японский сад.

Сейчас для большинства ташкентцев Японский сад – это платная зона отдыха, созданная в августе 2001 года на месте «Победы». Такое звучное имя многие годы носил парк культуры и отдыха, популярный своими густыми аллеями, аттракционами, а самое главное, пляжем на одноименном озере. И мало кто из горожан вспомнит, что еще в конце шестидесятых – начале семидесятых годов прошлого столетия в одном из центральных ташкентских бульваров были сотворены сады разных стран, в том числе и японский.

Вот что рассказывает Юрий Андреевич Халдеев, главный архитектор проекта бульвара, носившего в прошлом имя В.И. Ленина: – В шестидесятые годы Ташкент был центром проведения многих международных форумов, конференций, фестивалей. И не случайно, поэтому его называли городом дружбы, столицей мира и тепла. На этом фоне и было принято решение о возведении нового бульвара рядом с гостиницей «Тошкент» (ныне «LOTTE CITY TASHKENT PALACE HOTEL») с монументом, который бы олицетворял этот дух нашего города. Он, кстати, по разным причинам так и не был воздвигнут.

Я предложил развить эту идею с помощью средств ландшафтной архитектуры – нанизать на основную продольную аллею бульвара, как на шашлычную палочку, сады разных стран. На месте стройки располагались небольшие квартальчики одноэтажных жилых домов, пострадавших от разрушительного землетрясения 1966 года.  Они были разделены улицами Железняка, Двенадцати тополей, Чимкентской и другими. Еще до сноса этих зданий мы тщательно обследовали всю территорию площадью в пять гектаров, произвели таксацию деревьев, которые нам удалось максимально сохранить, как при строительстве, так и при дальнейшей эксплуатации бульвара. 

Микросады размером 30х30 метров разместились на главной аллее и выражали характерные особенности парков стран, которым они были посвящены. К примеру узбекский сад «Чор-бог», отличался геометричностью, четыре его части разделялись аллеями перекрытыми перголами – навесами, увитыми виноградниками. Дно четырех водоемов были украшены разнообразным традиционным орнаментом. Во избежание каких-либо ошибок я вычертил рисунки в натуральную величину и по этим чертежам мастера выложили эти мазаичные панно. Вода, журча, перетекала из одного водоема в другой. Заметим, что сейчас прямо на месте одного из водоемов возвели кафе, тем самым погубив главную идею восточного сада, характерную четностью элементов.

Русский сад характеризовался свободной пейзажной планировкой, плакучими ивами (к сожалению, они не сохранились), березами, скамьями из бревен, травяным газоном, ромашками. Пруд-омут, характерный для российского ландшафта огораживало прясло – часть изгороди от столба до столба.

Французский парк известен своей регулярной (геометрически правильной) планировкой, стриженой зеленью, многоструйностью фонтанов барочных форм. Все это мы постарались привнести в садик на нашем бульваре.

Японский сад начинался с традиционных, ювелирно выполненных строителями, ворот, за ними прямо над водоемом с журчащей водой шла прозрачная тропинка – «лунная дорожка», ведущая к гроту, с которого водопадиком стекала вода. Встал вопрос: как объяснить строителям, чтобы они все это правильно воссоздали? Я взял веревку, выложил по чертежу контур на земле и обсыпал его мелом. Так и было исполнено в натуре. Вот так получился этот сад. А сейчас его нет. Нет грота, нет водоема, нет ворот – все сравняли с землей.

И я не знаю, что появится на месте Японского сада. Рабочие, которые разрушали строения, на мой вопрос, что здесь потом будет, ответили, что лужайка. Меня возмущает тот факт, что начиная реконструкцию того или иного памятника у нас постоянно забывают посоветоваться с авторами этих самых объектов. Ведь не все еще ушли в мир иной, можно же встретиться с теми, кто еще жив, посоветоваться с ним. Кроме всего прочего, этого требуют элементарные правила вежливости.

После беседы с Юрием Андреевичем, я встретился с Сарваром Мирякубовым, юристом Общественного Совета при хокимияте города и рассказал ему о причинах возмущения маститого архитектора. Юрист объяснил такое поведение чиновников городского и районных хокимиятов, когда они забывают проконсультироваться с авторами реконструируемых объектов, простой текучкой. Они не хотели бы их обидеть или в чем то ущемить, но зачастую не успевая выполнить поручение, данное им вчера, а сегодня получив новые задания, у них нет времени на какие-то дополнительные встречи и переговоры. И так каждый день. Однако юрист обещал обязательно поставить вопрос о более внимательном отношении к авторам проектов на очередном Общественном Совете.

Эльпарид Ходжаев

Фото: из архива Ю.А. Халдеева и сайта www.vseuz.com

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.