Город для всех. Люди использующие коляски
Алайский базар. Главный вход: ступени, а по бокам крутые спуски (скорее всего предназначенные для торговых тележек). Крутые настолько, что Павлу для того чтобы на них заехать необходимо брать разгон. Павел – инвалид детства, у него «хрустальная болезнь» — повышенная ломкость костей.
«Я не вижу преград по жизни, я просто пру вперед. Может, где-то и нет пандусов, я просто решаю вопросы по ходу пьесы», — улыбаясь, замечает он. Может быть, для Павла город и представляется эдаким бегом с препятствиями, тем не менее, для инвалидов пожилого возраста на данном участке взобраться будет тяжело. Даже здоровому человеку в такую горку толкать коляску будет нелегко.
Далее Павел направляется к продуктовым рядам. От главного входа до рядов дорога ровная. Полет нормальный. Перед самыми рядами арыки, а на них – решетки. Положены криво, там и здоровый человек может ногу подвернуть. Что говорить о человеке на коляске?
«Я умею и через арыки проезжать. Жизнь научила». Павел лихо подпрыгивает на коляске. Секунда и он по другую сторону арыка.
Следом, минуя фонтан, Павел направляется на выход из базара. Задерживается возле магазина строительных товаров. Вот и первое серьезное препятствие для Павла. «Узкий проход, здесь пандуса нет. Придется вставать и коляску за собой тащить», — замечает он.
Выезжает с рынка и направляется к главной дороге. «Вот здесь асфальт неровный, а здесь осколки стекла. Это плохо для колес», — говорит Павел. Любой мелкий камушек способен вывести из строя коляску.
Далее направо мост, ведущий к Гёте-институту. «Мост – ни подъехать, ни спуститься. Придется делать круг и выходить на дорогу, а это по проезжей части, опасно», — замечает Павел.
Получается, что к Гёте-институту ЛОВЗ (лица с ограниченными возможностями здоровья) не подступиться. Вместо того чтобы проехать по прямой, приходится наматывать круги.
В автобусы Павел резво забирается. «Я очень быстро поднимаюсь. Кондукторы и водители автобусов всегда в шоке. Иногда они тоже ошибаются: не хотят брать. Раньше злился, а теперь бросил это дело, — улыбается он. Новые автобусы они удобные. Старые мерседесы, где были узкие двери, ступеньки, вот это было сложно».
С автобусами ясно, а вот к метро нет доступа даже на первом этапе. Въезд к пандусу загорожен зонтиком от солнца, а под ним милиционер. По крайней мере, так на станции «Абдулла Кадыри» возле Алайского базара.
«Тут пандус очень крутой. Наклон должен быть плавный», — отмечает Павел. Теперь понятно, почему доступ к пандусу перекрыли зонтиком. Чтобы спуститься в метро он вынужден просить прохожих помочь ему спустить коляску.
«В метро уже год не был. Раньше чаще пользовался метро, когда плаванием занимался. Это экономило два часа времени. А время – это инструмент».
«Когда есть возможности – жизнь становится ярче и интереснее», — говорит Павел и направляется к зданию Главпочтамта. Здесь он получает пенсию по инвалидности, а вместе с ней и негативные эмоции.
Павел говорит хорошо, что есть пандусы и градус наклона у них отличный. Только сделаны они с погрешностями. Покрытие скользкое, да и сделаны они миллиметр к миллиметру. Одно неловкое движение и колеса коляски окажутся на ступеньках.
«Покрытие должно быть специальным, чтобы тормозило хорошо. Для обычных пешеходов нормально сделано, а здесь, почему так?», — задается вопросом он.
«Я долго и мучительно поднимаюсь, а вот чтобы спуститься — прошу помощи. Спуститься сам я не смогу, я просто разобьюсь. Ощущение будто мы не ездим, а летаем. Наверное, тут не тестировали, после того как построили», — говорит Павел.
Не тестировали и пешеходный переход рядом с Главпочтамтом. На другой стороне дороги он ведет в арык.
Далее кафе «Торенто». Перед Пашей персонал открывает двери, но уже в самом заведении Павел сталкивается с трудностями. Для того чтобы попасть в уборную ему нужно преодолеть подъем и спуск. Пандусов нет. Официанты помогают ему с коляской. «Не продумано», — говорит Павел.
Не продумано, не доделано, не достроено. Стоит отметить, что мы тестировали город лишь на небольшом участке Юнусабадского района.
Исследования, проведенные в рамках мониторинга прав инвалидов на доступ к транспортным услугам от ПРООН, свидетельствуют что Ташкент, по мнению подавляющего большинства лиц с инвалидностью, является для них недоступным (71%).
В ходе исследования особое внимание было уделено вопросу нуждаемости лиц с инвалидностью при передвижении по городу в помощи других. Итоги опроса показали, что 57,3% инвалидов обращаются за помощью к другим людям.
Мониторинг общественного транспорта в Ташкенте на доступность для людей с ограниченными возможностями показал, что без посторонней помощи инвалид-колясочник передвигаться по городу свободно не может.
Основным видом транспорта, используемым инвалидом с нарушением опорно-двигательного аппарата является такси (71,4%), автобус (57,1%) и трамвай (10,7%).
Мониторинг инфраструктуры пешеходных путей показал, что в частности, большинство пешеходных дорожек через проезжую часть заканчиваются арыками, которые очень тяжело преодолевать инвалидам-колясочникам и незрячим. Зачастую именно боязнь предстоящего арыка мешает переходить дорогу.
Изучение мнений лиц с ограниченными возможностями, участвовавшими в опросе, показало, что организациями, которые должны обеспечивать доступ общественного транспорта являются: хокимият г. Ташкента (87,3%), «Тошшахартрансхизмат» (76,7%), неправительственные организации (34,7%).
Мониторинг показал, что наличие нормативных документов, гарантирующих людям с инвалидностью доступность инфраструктуры, не гарантирует наличия доступности инфраструктуры, поскольку различные органы и структуры, не обеспечивают их последовательного исполнения. Отсутствие у инвалидов доступа к правам ограничивает гражданское участие инвалидов, не позволяет отдельным людям реализовывать себя в различных социальных и иных ситуациях.
Дана Опарина,
специально для Anhor.uz.
Фото автора.
Комментарии