Децентрализация как фактор повышения эффективности государственного управления
Децентрализация. Этот термин прочно вошел в жизнь демократически развитых и развивающихся государств. Словарно-справочные источники, указывая на происхождение этого слова, определяют его как направленное сверху вниз перемещение функций от центральных структур. Так, децентрализация – передача органам местного управления части функций центральной власти.
В Узбекистане продолжается активный процесс реформирования системы государственного управления. Большое внимание уделяется вопросам децентрализации, передачи части функций от республиканских органов власти и управления на уровень областей, городов районов.
Принятие Президентом страны Исламом Каримовым постановлений «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности органов государственного управления на местах по обеспечению комплексного развития территорий» от 22 февраля 2016 года и «О совершенствовании структуры территориальных органов государственного управления» от 24 февраля 2016 года демонстрирует политическую волю к передаче части прав и полномочий на уровень местных органов власти и управления.
Идея этих решений состоит в обеспечении всестороннего и сбалансированного развития территорий, рационального использования имеющегося природно-сырьевого, производственного и трудового потенциала регионов, оптимального размещения производительных сил и неуклонного роста уровня и качества жизни населения, а также повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти на местах.
В соответствии с упомянутыми документами в структуре аппарата управления хокимиятов областей и города Ташкента образованы сводные управления, а в структуре аппарата управления хокимиятов районов и городов – отделы по комплексному развитию территории, с соответствующим упразднением главных управлений экономики областей и города Ташкента, отделов экономики районов и городов.
Налицо важный элемент децентрализации системы государственного управления, учет интересов и возможностей каждой из территорий, поскольку ключевыми направлениями деятельности сводных управлений обозначены развитие промышленности и капитального строительства, сельского хозяйства, транспорта, инженерных коммуникаций и коммунальной сферы, социального развития, демографии и занятости населения.
При этом сводные управления будут напрямую подчиняться хокимам областей и г. Ташкента, а отделы по комплексному развитию территорий – соответственно хокимам городов и районов. С пяти до шести увеличилось число заместителей у хокимов областей и столицы, то есть теперь добавилась должность первого заместителя хокима по административным вопросам, координации деятельности правоохранительных органов, органов самоуправления и молодежной политики. Количество работников аппарата хокимиятов увеличилось в два раза.
Это наглядный пример того, что в Узбекистане выстраивается вертикаль исполнительной ветви власти, которая отвечает за решение важнейшей задачи повышения конкурентоспособности экономики страны – обеспечение комплексного социального, экономического, инфраструктурного развития регионов.
Процесс реформирования системы государственного управления в Узбекистане нацелен на повышение эффективности и прозрачности деятельности местных органов власти, усиление их полномочий и самостоятельности, а также их подотчетности с учётом передового зарубежного опыта в этой сфере. Большая помощь в этой работе оказывается совместным проектом Программы Развития ООН и Кабинета Министров Республики Узбекистан «Поддержка системы местного управления», нацеленным на оказание содействие в модернизации системы государственного управления и государственной службы, региональное развитие.
Актуальность данной тематики подтверждается тем, что недавно в Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан при содействии проекта ПРООН была проведена международная конференция «Децентрализация, как фактор углубления реформ в системе государственного управления», с участием представителей Олий Мажлиса, Постоянного Представительства ПРООН, Посольства Германии, Германского Фонда GIZ, министерств и хокимиятов.
На конференции были заслушаны презентации по вопросам децентрализации системы государственного управления в Узбекистане, ряде стран Европейского Союза и Японии.
В частности, говоря о теоретико-правовых основах децентрализации государственного управления в Японии, было отмечено, что в Конституции целая глава посвящена организации и функционированию местного самоуправления, что дает конституционное право местным властям самостоятельно управлять своим имуществом, администрировать и исполнять свои решения, а также вводить в действие собственные местные правила, не противоречащие законодательству.
Рассматривая опыт стран Евросоюза, было подчеркнуто, что ряд зарубежных европейских Конституций содержат либо главы, либо отдельные статьи, посвященные местному самоуправлению на уровне префектур и городов. Примером могут послужить Конституции Франции, Германии, скандинавских и других европейских стран.
Исходя из опыта децентрализации государственной власти в зарубежных странах, был сделан вывод о необходимости дальнейшего углубления реформ в этой сфере в Узбекистане. В стране, в целом, имеется нормативно-правовая база, определяющая основные задачи, полномочия, права и обязанности, организацию деятельности республиканских органов государственного управления и органов государственной власти на местах. Дальнейшее реформирование системы государственного управления с передачей отдельных полномочий по развитию регионов местным органам власти продиктовано реальными экономическими и социальными переменами.
Конституция Узбекистана, Законы «О Кабинете Министров Республики Узбекистан», «О государственной власти на местах», утвержденные постановлениями Правительства Положения о министерствах, государственных комитетах и ведомствах определили пределы ответственности республиканских органов государственного управления и органов государственной власти на местах. Вместе с тем, вышеуказанные Постановления Президента Республики Узбекистан №,№2495 и 2497 направлены на дальнейшее повышение эффективности деятельности территориальных органов государственного управления, совершенствование и оптимизацию структуры хокимиятов областей, городов и районов, повышение их самостоятельности и усиление их полномочий, прежде всего — по планированию социально-экономического развития региона.
В свете принятых документов появилась возможность применить новый, современный подход к формированию программных мер по развитию регионов. Об этом говорили и специалисты Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров Республики Узбекистан. Были высказаны предложения о необходимости разработки долгосрочных стратегий/программ развития регионов, с учетом местных особенностей, с вовлечением в их разработку всех заинтересованных сторон — хокимията, частных предпринимателей, представителей махаллинских комитетов, ННО и СМИ.
Представитель из Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО) предложил разработать и принять специальный Закон «О децентрализации», который бы повысил самостоятельность органов местной власти, их финансовое обеспечение, ответственность и подотчетность, разграничил полномочия центральных и местных уровней системы государственного управления.
Преподаватель Академии государственного управления при Президенте Республики Узбекистан подчеркнул, что важным моментом в децентрализации станет повышение репутации госслужащего в свете общественного мнения, что необходимо для укрепления взаимодействия между властью и обществом, для установления реального диалога между ними.
Была подчеркнута необходимость разработки новой редакции Закона «О государственной власти на местах». Совершенствование этого законодательного акта – веление времени, ведь действующий Закон был принят 2 сентября 1993 года и уже сыграл свою позитивную роль в решении насущных проблем, возникающих в деятельности органов государственной власти на местах. С момента принятия Закона были внесены существенные изменения в Конституцию, принят ряд Законов, Постановлений Президента и других нормативно-правовых актов.
Поэтому, разработка новой редакции проекта Закона «О государственной власти на местах» необходима для приведения его в соответствие с Конституцией и действующим законодательством.
В свете поступивших предложений можно предполагать, что новый Закон будет нацелен на: 1) конкретизацию функций, полномочий и ответственности центральных органов и областных, городских и районных органов государственного управления, 2) обеспечение поэтапного перераспределения полномочий (прежде всего бюджетных и инвестиционных) от центральной власти местным органам государственной власти, 3) дальнейшее укрепление потенциала органов государственной власти на местах с учетом действующей практики, 4) повышение прозрачности деятельности и подотчетности местных органов государственного управления местным Кенгашам народных депутатов.
Децентрализация государственного управления позволит продолжить демократические преобразования и повысить эффективность государственного строительства в Узбекистане, расширить полномочия органов государственной власти на местах, повысить активность и уровень вовлеченности в процесс принятия решений институтов гражданского общества, что будет содействовать реализации конституционного права граждан на участие в управлении делами общества и государства.
Можно прогнозировать, что совершенствование законодательства в этой сфере обеспечит всестороннее и сбалансированное развитие территорий, рациональное использование имеющегося природно-сырьевого, производственного и трудового потенциала регионов, неуклонный рост уровня и качества жизни населения страны.
Статья подготовлена на основе материалов Проекта ПРООН: «Поддержка системы местного управления/Фаза-2»
Комментарии