Дроны в Центральной Азии: разрешить нельзя запретить?
В странах Центральной Азии имеются законы и правила, которые регламентируют полеты дронов. Однако, подход у каждого государства свой: от либерального до более жесткого регулирования. Оригинал статьи был опубликован на сайте cabar.asia.
Беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые раньше использовались исключительно в военных целях, менее чем за последние 10 лет приобрели широкую популярность среди гражданского населения во всем мире, включая и Центральную Азию.
В связи с этим, существует очень тонкая грань, когда беспилотник, изначально использующийся исключительно в мирных целях, может совершить съемку военного предприятия, нарушить воздушное пространство другого государства и многое другое.
Известны также случаи преднамеренного нарушения законодательства в области использования беспилотников. К примеру, 14 сентября 2019 года на казахстанско-узбекистанской границе пограничники Узбекистана перехватили дрон, летевший с территории Казахстана и перевозивший 600 таблеток психотропного вещества трамадол[1].
Участившиеся случаи нападения дронов на важные объекты, такие как недавняя атака беспилотников на нефтеперерабатывающие заводы в Саудовской Аравии, заставляют задуматься над двумя вопросами: как защитить страны региона от подобных атак? Достаточно ли хорошо регулируется законодательством полеты БПЛА в Центральной Азии?
Необходимость военного сотрудничества
Для того чтобы ответить на первый вопрос, необходимо понимать, что атака дронов на нефтяные объекты Саудовской Аравии, ответственность за которую на себя взяли хуситы, стала реальным тестом для систем противовоздушной обороны (ПВО) этой страны, который был провален. Страны Центральной Азии, три из которых являются членами Организации Договора о Коллективной Безопасности, (которая пока так и не создала единую региональную систему ПВО), используют российскую военную технику. Региональная система ПВО СНГ, куда помимо Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана входит и Узбекистан, пока также не достигла высокого уровня интегрированности ввиду различных взглядов на функционирование системы.
Без сомнения, борьба с нарушением воздушного пространства стран Центральной Азии требует углубленного сотрудничества в военной сфере, а именно проведение совместных учений по предотвращению атак дронов с участием всех стран Центральной Азии, а также разработки собственных беспилотников. Так, например, в Казахстане уже производятся три модели собственных БПЛА, которые постепенно внедряются для работы на различных предприятиях[2], а в Узбекистане Россия планирует открыть базу сервисного центра по обслуживанию военных беспилотников[3].
Законодательство по БПЛА в Центральной Азии
Затрагивая вопрос регулирования полетов БПЛА в Центральной Азии, стоит отметить, что в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане действуют закон об использовании воздушного пространства и Правила использования, где регламентируются полеты БПЛА. Однако, подход у каждого государства свой: от либерального до более жесткого регулирования.
В узбекском законодательстве более четко прописаны возрастные ограничения для операторов БПЛА (с 18 лет) и спец. подгтовку. Фото: Рустам Хусанов / infoCOM.UZ
Например, в Казахстане регистрация дронов обязательна тогда, когда вес с максимальной взлетной массой БПЛА превышает полтора килограмма. Это самый большой вес, который не подлежит регистрации, среди всех стран Центральной Азии.
По новому законопроекту Авиационных Правил Кыргызской Республики, который будет принят уже скоро, в данной стране необходимо будет получить разрешение на полеты, если вес БПЛА превышает один килограмм[4] (Таблица 1).
В Узбекистане дроны, которые весят не более 250 грамм, считаются игрушечными, однако, такой тип беспилотников не должен быть оборудован фото- и видеосъемкой. Беспилотные летательные аппараты, вес которых превышает игрушечных беспилотников, должны пройти процедуру обязательной регистрации и получить разрешение на использование.
В Таджикистане еще в 2016 году Президент Э. Рахмон постановил поставить на учет все БПЛА в стране, а также согласовывать процедуру разрешения для абсолютно всех видов беспилотников с органами национальной безопасности[5]. По данным таджикских властей, данное требование было продиктовано необходимостью защитить страну от потенциальных террористов.
Из всех стран только в Кыргызстане по новым Правилам планируют организацию специальных курсов подготовки для операторов БПЛА, после которых будет выдан сертификат, предоставляемый при постановке беспилотников на учет.
В Узбекистане авиационные власти также требуют специальной подготовки, однако, специальных курсов внутри страны пока организовано не было. Стоит также отметить, что разрешение на эксплуатацию беспилотников в данной стране может получить только юридическое лицо, пока это удалось сделать лишь 20 компаниям и правительственным организациям.[6] В узбекском законодательстве более четко прописаны возрастные ограничения для операторов БПЛА (с 18 лет), в то время как в Кыргызстане указан пункт о том, что дети до 8 лет должны управлять БПЛА под присмотром лица старше 16 лет. В Казахстане законодательством возраст для использующих дроны не ограничен.
После того, как разрешение на эксплуатацию дрона получено, остается открытым вопрос о максимальной высоте полета дронов и мест, где разрешены полеты, а где они запрещены. В Казахстане и Кыргызстане разрешается не уведомлять органы аэронавигации, если высота полета не составит выше 50 метров, если же дрон будет взлетать выше данной высоты, необходимо зарегистрировать план полета, пока только в Казахстане сделать это можно онлайн[7]. Во всех странах ЦА регламентируется близость полетов к ограждению или маркированных знаков аэродрома (не менее 5,5 км). Данный пункт очень важен, так как инциденты с дронами в британском аэропорту Гэтвика, когда 120 тысяч пассажиров не смогли улететь вовремя из-за обнаруженных над взлетно-посадочными полосами БПЛА, показали, что беспилотник может принести массу неудобств для граждан.[8] После данных инцидентов, стоит задуматься, как обезопасить аэродромы от неожиданных полетов дронов над ними, ведь это может нанести серьезный экономический ущерб авиакомпаниям и аэропортам.
Разрешительная система полетов над охраняемыми объектами и объектами государственной важности в странах Центральной Азии, согласно которой полеты следует согласовывать со службами государственной охраны, не имеет четких регламентов. Ни в одной из стран региона в Правилах не прописаны летательные зоны, над которыми летать запрещено. К примеру, в Кыргызстане, по новому проекту Правил, запрещено летать на расстоянии 1000 метров в запрещенных зонах и 500 метров в зонах охраняемых объектов. Однако, по словам профессиональных пользователей беспилотников в Бишкеке, четкие пояснения и границы по таким объектам прописаны размыто[9].
За 2019 год в Казахстане было зафиксировано несколько нарушений Правил полета над охраняемыми объектами, все они были совершены гражданскими лицами. Два раза военная полиция города Нур-Султан перехватывала дроны над зданием Министерства обороны[10], еще столько же случаев было выявлено при полете беспилотников над воинскими частями в городах Караганда[11] и Актобе[12].
Перехват дронов: как решают проблему?
В официальных пресс-заявлениях Министерства обороны Республики Казахстан обычно не указывают методы перехвата дрона, сообщая лишь факты правонарушения. Однако, во время очередного пресечения незаконного полета над воинской частью в городе Арыс в июле 2019 года, после того как случилась трагедия, военные принудительно «посадили» беспилотник, пролетавший над военным объектом, с помощью перехвата сигнала[13]. На сегодняшний день в Центральной Азии хоть и были случаи с нарушением законодательства по полетам дронов, однако, они не носили массовый характер. В связи с этим, стоит предположить, что страны ЦА могут до сих пор быть в поиске подходящих методов для перехвата БПЛА.
Помимо перехвата сигнала, есть и более радикальные методы прервать нежелательный полет дрона. На заседании комитета противовоздушной обороны СНГ, где присутствовали все страны Центральной Азии, был обсужден опыт российских военных по перехвату дронов в Сирии. В 2019 году в этой стране было сбито 58 беспилотных летательных аппаратов[14]. Сирия стала своеобразным испытательным полигоном для российского вооружения противовоздушной обороны. Из успеха операций РФ в Сирии по обезвреживанию дронов следует сделать вывод, что в странах Центральной Азии с большей вероятностью будут применяться и силовые методы уничтожения дронов, особенно если беспилотник окажется на территории важнейших государственных объектов, таких как месторождения или, к примеру, гидроэлектростанции.
Как наказывают нарушителей законодательства БПЛА?
Суровость наказания за незаконное использование дронов в странах Центральной Азии разнится. Если в Казахстане нарушитель, а именно физическое лицо, должен будет заплатить штраф в виде 66 долларов, то в Узбекистане за незаконный сбыт, хранение и использование дронов гражданин данной страны может получить тюремный срок до 3 лет (Таблица 2).
Лицо, добровольно сдавшее дрон, будет освобождено от уголовной ответственности. Причем, если нарушение повлечет за собой смерть людей или катастрофу, то тогда гражданин Узбекистана может отправиться за решетку на 8-10 лет[15]. В Кыргызстане тоже предусмотрен штраф, но если нарушитель убил другого человека дроном, то его ждет реальный срок до 5 лет. В Казахстане тюремные сроки за убийство людей дронами не предусмотрены, пока подобных прецедентов не было. [В Таджикистане за отказ регистрации дрона в комитете гос. безопасности возможно будет наложен штраф (правда, сумма штрафа не указывается в открытых источниках) – прим. ред].
Безусловно, чрезмерно суровое наказание за БПЛА может отпугнуть потенциальных туристов, которые, сняв красивые кадры и выложив их в Интернет, могут внести свой вклад в дело продвижения стран региона в качестве туристических направлений. Однако, были и случаи, когда иностранные граждане снимали места и объекты государственной важности, что было расценено в качестве актов шпионажа.
В 2015 году, граждане Японии и Австрии были пойманы пограничниками Кыргызской Республики во время съемки участков кыргызско-таджикской государственной границы[16]. Данный факт говорит о том, что необходимо детально подойти к вопросу распространения информации о правилах использования дронов в странах Центральной Азии. Например, правительство Нидерландов опубликовало данный материал на своем веб-сайте[17]. Сайты Министерства иностранных дел стран региона могли бы разместить правила для иностранных граждан, так как обычно именно этот сайт первым посещается перед поездкой в иностранное государство.
К вопросу безопасности воздушного пространства, которое может быть нарушено, следует подходить комплексно. Не секрет, что в странах Центральной Азии на пунктах пограничного контроля не исключен фактор коррупции. Ввиду того, что существует незаконная контрабанда наркотиков и оружием через границы стран региона, провезти беспилотный летательный аппарат, который будет оснащен боевыми характеристиками, для потенциальных нарушителей не составит труда. Поэтому внедрение системных реформ по искоренению коррупции на границах является ключевым фактором обеспечения государственной безопасности стран Центральной Азии. Ввиду этого, принцип нулевой терпимости к коррупции, а также гармонизация законодательств стран Центральной Азии по БПЛА поможет обезопасить страны региона.
Международный опыт
Стоит отметить, что в вопросе регулирования полетов беспилотных летательных аппаратов в мире пока не достигнуто консенсуса, ввиду того, что эта сфера является еще новой для законотворцев. Наиболее развернутый и комплексный подход к установлению правил для дронов был использован в Европейском Союзе.
С 2020 года во всех странах-членах ЕС будут действовать единые правила, которые установят технические требования для дронов и внутрирегиональную разрешительную систему, позволяющую получить одно разрешение, которое будет действовать во всех странах ЕС. В статье 5 Правил указывается, что дроны не должны причинять вред и угрожать здоровью людей и животных[18]. Законодательство стран Центральной Азии указывает только человека в качестве потенциальной жертвы беспилотника, пренебрегая тем фактом, что животные тоже могут пострадать от БПЛА.
Также, Европейские правила по БПЛА устанавливаются для всех потенциальных игроков рынка дронов: производителей, импортеров и самих пользователей. Важным пунктом является то, что дистрибьютеры беспилотников должны будут предоставить полную документацию по техническим характеристикам беспилотников, что обезопасит ввоз некачественного товара. Стоит отметить, что лидером по производству в мире является Китай, и данное решение ЕС было продиктовано желанием защитить свой внутренний рынок производителей БПЛА. Что касается пользователей дронов, к ним были применены более строгие правила: разрешается не регистрировать дроны весом до 250 граммов, остальные должны быть поставлены на учет. Также, высота полета не может составлять выше 120 метров, в противном случае дрон необходимо будет немедленно посадить.
Рекомендации
Европейский опыт показывает, что гармонизация законодательства в области дронов может стать перспективной площадкой для интеграции, а также повсеместное и одновременное внедрение норм и правил поможет Центральной Азии найти баланс между обеспечением безопасности и роста этой перспективной области. Странам региона стоит перенять опыт по внедрению единых технических характеристик для дронов, а также обеспечить защиту для производителей внутри региона. Внизу представлены несколько рекомендаций, которые помогут в данном случае.
Первое. Из вышеуказанного анализа следует сделать вывод, что законодательство в области регулирования полетов БПЛА в странах Центральной Азии является «сырым» и требует включения и уточнения пунктов по запрещенным местам полетов, техническим характеристикам, высоте полета и многое другое.
Второе. Законодательно должны быть закреплены положения для потенциальных импортеров и дистрибьютеров продукции, они должны четко знать: какой тип дронов соответствует техническим оснащенностям и требованиям, а какой ввозить не стоит. Особое внимание следует обратить на рынок китайских дронов, ввиду близости границ и частых случаев ввоза некачественной продукции из этой страны в государства Центральной Азии.
Третья. Что касается штрафов и даже тюремных заключений, каждое государство региона должно иметь в виду, что отрасль дронов в сегодняшнем мире одна из самых перспективных, а в регионе она находится на самом первоначальном этапе, поэтому должен быть достигнут баланс между безопасностью и развитием сферы БПЛА. Не стоит демонизировать отрасль, ведь у нее очень большой спектр применения: самой релевантной для Центральной Азии является использование беспилотников в сельском хозяйстве. Назначение тюремных сроков за незаконное использование дронов явно не добавит энтузиазма сельхозпроизводителям использовать новые технологии для выявления саранчи или же новых видов полива.
Четвертое. Новый взгляд на борьбу с коррупцией на границах ввиду незаконной провозки некачественных или потенциально опасных дронов, должен подтолкнуть правительства стран Центральной Азии на проведение системных реформ, так как цена ошибки и медлительности в данном случае возрастает.
Пятое. Сотрудничество бизнеса и государства в рамках государственно-частного партнерства для организации курсов по управлению дронов поспособствовало бы решению проблемы подготовки квалифицированных кадров, осведомленных о том, какие рамки и правила существуют в деле управления БПЛА. Население также должно рассматривать дроны не в качестве игрушек, а устройств, у которых есть правила летательного движения, по принципу ПДД у автотранспортных средств.
_______________________________________________________________________________________________
[1] https://365info.kz/2019/09/uzbekskie-pogranichniki-perehvatili-kazahstanskij-bespilotnik-s-tramadolom
[2] https://kursiv.kz/news/kompanii-i-rynki/2018-07/kak-v-kazakhstane-sozdayut-i-realizuyut-bespilotnye-letatelnye
[3] https://tj.sputniknews.ru/asia/20190708/1029352157/Uzbekistane-servisnyy-tsentr-remonta-voennykh-bespilotnikov-Russia.html
[4] http://caa.kg/wp-content/uploads/2016/09/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82-%D0%90%D0%9F%D0%9A%D0%A0-22-%D0%BD%D0%B0-%D1%81%D0%B0%D0%B9%D1%82-%D0%90%D0%93%D0%90-15-03-19.pdf
[5] http://avesta.tj/2016/08/31/mery-bezopasnosti-v-tadzhikistane-vse-bespilotniki-projdut-registratsiyu/
[6] http://www.uzcaa.uz/ru/bpla
[7] Сайт РГП «КазАэроНавигация» http://www.ans.kz/
[8] https://www.bbc.com/russian/news-46643202
[9] https://ru.sputnik.kg/society/20190826/1045536543/drony-pravila-kr-proekt-zaprety.html
[10] Беспилотник обезврежен над территорией Министерства обороны РК https://24.kz/ru/news/social/item/332912-bespilotnik-obezvrezhen-nad-territoriej-ministerstva-oborony-rk
[11] https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/vladeltsev-drona-zaderjali-v-karagandinskoy-oblasti-376160/
[12] https://www.zakon.kz/4973562-nezakonnuyu-semku-dronom-presekli-nad.html
[13] https://ru.sputniknews.kz/incidents/20190722/11014334/voennye-perekhvatili-dron-nad-arysyu.html
[14] https://www.washingtonpost.com/world/europe/russian-military-in-syria-says-it-downed-dozens-of-drones/2019/09/27/3497cb72-e124-11e9-be7f-4cc85017c36f_story.html
[15] https://www.gazeta.uz/ru/2019/05/03/drones/
[16] https://rus.ozodi.org/a/27658238.html
[17] https://www.government.nl/topics/drone
[18] https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=CELEX:32019R0945
Комментарии