Электронная коммерция: законодательство не поспевает за отраслью

Источник: unsplash.com

29 сентября 2022 года президент Узбекистана подписал закон «Об электронной коммерции», который вступает в силу 31 декабря 2022 года. До этой даты исполнительная власть должна привести подзаконные акты в соответствие с законом. Музаффар Аъзамов, председатель Ассоциации электронной коммерции Узбекистана рассказал суть электронной коммерции и ее проблемы.

– Для начала давайте внесем ясность что такое электронная коммерция?

В соответствии с  законом “Об электронной коммерции” “электронная коммерция — купля-продажа товаров (работ, услуг) в соответствии с договором, заключенным через электронную торговую площадку с использованием информационных систем в рамках предпринимательской деятельности”.

Кто же может стать участником электронной коммерции?

Согласно статьи 8 закона “Об электронной коммерции”, участниками электронной коммерции являются юридические или физические лица, участвующие в электронной коммерции в качестве продавца товаров, поставщика услуг или исполнителя работ, а также юридические или физические лица, участвующие в электронной коммерции в качестве покупателя, потребителя товаров.

Продавцами в области электронной коммерции могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по оптовой и (или) розничной продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой площадке и самозанятые лица, осуществляющие деятельность по розничной продаже товаров (работ, услуг) на электронной торговой площадке.

Пандемия COVID-19 перевела в онлайн формат большое число предприятий малого и среднего бизнеса и стала толчком к развитию электронных торговых площадок. Сегодня едва ли не каждый магазин на базаре имеет собственный канал, группу, а у некоторых имеются боты в Telegram, через которые магазин оповещает клиентов о новых поступлениях товаров, общается с потребителями, принимает заказы, сообщает о доставке, одним словом – торгует. Роль электронной торговой площадки и информационной системы выполняет мессенджер Telegram, социальные сети Facebook, Instagram и другие электронные информационные системы.

Пока, к сожалению, немало сделок происходят с нарушением закона, в итоге от такой коммуникации, выигрывает потребитель и продавец, но проигрывает государство. Предлагаемое государством законодательство, в принципе, не позволяет наладить эффективный контроль над этими процессами. Появляющиеся каждый день новые способы электронной коммуникации требует поиска конструктивных решений выгодных трем сторонам – потребителю, бизнесу и государству.

Государству следует идти от уже существующей системы коммуникаций покупатель-бизнес, привести законодательство в соответствие с существующими общественными отношениями, чтобы иметь возможность получать налоги и сборы от создаваемой в обществе добавленной стоимости.

– Попробуйте сформулировать, ключевые отличия электронной коммерции от обычной, скажем так, классической.

Их всего три. Первое: сделки заключаются дистанционно. Второе, для закрытия онлайн сделки может понадобится существенно больше времени, чем при обычной. Третье, и на мой взгляд самое существенное: наибольшего эффекта от электронной коммерции достигает тот бизнес, который работает или абсолютно “в черную”, то есть без постановки на учет в налоговых органах, инкассирования средств и. т.д., или полностью «в белую», то есть легально с соблюдением требований законодательства. Так устроен этот сегмент экономики, и в этом его отличие от классической торговли, которая может одну сделку оформить как положено, а другую не оформлять.

Для сведения, более 50% продавцов на международных маркетплейсах Amazon, Alibaba, JD, EBAY, ETCY, ZOODMALL и других являются представителями малого и среднего бизнеса, и, разумеется, с этих продаж уплачивают все налоги.

– Как быстро, легко и понятно определить занимается конкретный субъект предпринимательства электронной торговлей, каковы обороты его бизнеса, какие товары, работы или услуги он реализует? Например, государству, тому же Госкомстату, ГНК, ЦБ и в конце концов бизнесу, решившему инвестировать в эту сферу экономики.

Пунктом 8 постановления президента №3724 от 14.05.2018 г. предписано ведение Национального реестра субъектов электронной коммерции, у которых доходы от реализации товаров (услуг) посредством электронной коммерции составляют не менее 80% от общего объема реализованных ими товаров (услуг).  Участники включенные в Национальной реестр, являются плательщиками единого налогового платежа по ставке 2 % взамен 4%.

Позже взамен этой нормы, в Налоговом кодексе появилась другая, согласно которой налогоплательщики, осуществляющие электронную торговлю товарами (работами, услугами) уплачивают налог на прибыль по ставке в 7,5%, вместо обычных 15% (статья 337); и единый налоговый платеж по ставке в 2%, вместо 4% (статья 467).

На данный момент в Национальном реестре e-tijorat.uz, ведение которого поручено Мининфоком, зарегистрировано 218 предприятий, но эта ничтожно малая часть тех, кто занимается электронной коммерцией в реале.

Таким образом государство пытается регулировать отношения, снижает ставки, но не предлагает правовой механизм, который регулировал бы эти процессы. Например, мое предприятие, не состоит в этом реестре и не пользуется указанными нормами Налогового кодекса и платит налоги в установленном порядке.

– Кто и на основании каких данных принимает решение, является ли предприятие участником электронной коммерции? Есть ли единый подход в этом вопросе у органов власти (Мининфоком, Минэкономразвития, Минфин, Минюст, ГНК и других)? 

Мне неизвестен ни один нормативно-правовой акт, описывающий как можно быстро, понятно и легко определить и получить достоверные и актуальные сведения, которые позволили бы точно определить:

  • численность субъектов предпринимательства занимающихся электронной коммерцией;
  • объем товаров, услуг и работ, реализованных ими за отчетный период;
  • объем наличных и безналичных средств полученных продавцами предприятий электронной коммерции;
  • объем налогов и сборов, уплаченных участниками электронной коммерции.

Итак, давайте зафиксируем проблему №1 отрасли и предлагаемое ее решение. 

Необходимо разработать нормативно-правовой акт, позволяющий легко, быстро и просто определить является ли конкретное предприятие участником электронной коммерции, вести налоговый и статистический учет оборотов предприятий, занимающихся электронной коммерцией.

– Является ли занятие электронной торговлей самозанятостью?

Понятие самозанятые лица – как вид предпринимательства – введен постановлением президента №4742 от 08.06.2020г. и в приложении к нему описаны виды деятельности, которыми они могут заниматься. Однако в этом приложении вид деятельности “Электронная торговля товарами” отсутствует.  Если в приложение 4 к постановлению президента Узбекистана №4742 от 08.06.2020г. добавить вид деятельности за номером 79 “Электронная торговля товарами”, эта проблема будет решена, но такое решение – за государством.

– А как у самозанятых лиц обстоит дело с приемом платежей?

На данный момент, самозанятый в договоре указывает название банка, МФО, номер транзитного счета, номер карты физического лица, на основании которого юридическое лицо/индивидуальный предприниматель, покупатель перечисляет ему средства.

– А что, если, самозанятый занимается, например, оказанием фото- и видео услуг физическим лицам? 

В таких случаях, обычно самозанятые просят перевести деньги с карты на карту (Р2Р переводы).

– Как можно точно подсчитать, какая часть Р2Р переводов произошла между физическими лицами, например родители перевели ребенку; сколько переведено за услуги самозанятых; а какая является банально той самой “теневой” экономикой?  

Возможно есть какие-то неизвестные мне методики, но, по-моему, это невозможно сделать. Anhor.uz в публикации от 10 июня 2022 года информировал, что Государственный налоговый комитет опубликовал пять фактов о самозанятых.

“По состоянию на 1 июня в Узбекистане всего зарегистрировано 1 720 423 самозанятых лица. Из них в этом году стали самозанятыми 565 843 человека. С начала текущего года 159,4 тыс. самозанятых уплатили соцналог в размере 40,7 млрд сумов”

– Могут ли самозанятые открывать счета в платежных системах, например, Click, Payme и др. счета и выставлять счета, принимать платежи и т.п.?

Платежные организации не могут открыть счета самозанятым лицам, так как отсутствует соответствующая инструкция Центрального банка Узбекистана.

Существуют ли точные, а не оценочные данные о том, сколько было оказано услуг по их видам и периодам самозанятыми лицами? 

По моим сведениям, такой информации нет, потому что транзакции, которые проводят самозанятые участники рынка не систематизированы, хотя их учет был бы полезен для системного анализа развития отраслей. Если закон признает самозанятых лиц как субъект предпринимательства, то им придется все взаиморасчеты производить через открытые в банках расчетные счета, как это делают юридические лица и индивидуальные предприниматели.

Итак, зафиксируем рекомендацию: Центральному банку следует внести изменения или разработать новый НПА, регулирующий порядок открытия и ведения счетов в банках самозанятыми лицами – участников электронной коммерции, что не позволяет им открывать счета в платежных системах и полноценно принимать платежи за свои товары, услуги и работы. 

Продолжение следует

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.