Эксперт о нормах питания от Минэкономики

Эксперт о нормах питания от Минэкономики

Не так давно редакция сравнила в инфографике предлагаемые Минэкономики нормы питания с теми, что были в исправительно-трудовых лагерях в СССР. Теперь мы попросили экономиста Мирякуба Хайдарова прокомментировать ситуацию:

Это не первая попытка разработки минимальной потребительской корзины — такая попытка была осуществлена в 2003- 2004 годах Министерством финансов по согласованию с Минздравом. Та корзина состояла из 19-22 наименований продуктов и услуг. Результаты нигде не афишировались, однако её величина использовалась при определении минимальной заработной платы.

Попытки пересчитать «потребительскую корзину» если и возобновлялись, то нигде не обсуждались. Теоретически минимальный размер оплаты труда индексируется исходя из оценок индекса цен. Оценка индекса цен должна осуществляться по утвержденному, постоянному перечню товаров. Но поскольку система оценки оставалась непрозрачной, какие товары и услуги включались в индексируемый перечень неизвестно.

Сравнение вводимых у нас нормативов, с тем, что было в лагерях для осужденных в СССР, показывает сопоставимость этих норм, с незначительным отклонением. Но нужно учитывать разницу между утвержденными нормативами и их соблюдением в тех условиях. Предположение о том, что в «правительстве хотят снизить потребительский минимум» не имеет оснований. Наоборот, состав потребительской корзины по сравнению с тем, что был принят в середине нулевых, увеличился в два с половиной раза. То есть правительство увеличивает размер потребительской корзины. Другое дело, как её заполнить?

Конечно, можно много спорить о содержании корзины, что туда включать, в каких величинах, сравнивать с другими корзинами. Формирование и утверждение «корзины» — это очень трудоёмкая работа, требующая не просто высокой квалификации членов комиссии, разрабатывающих её минимальный размер и состав, но и обширные исследования. А это — не разовое мероприятие.

Поскольку уровень жизни постоянно растет, «корзина» должна всегда совершенствоваться и периодически переутверждаться. Есть понятие «возмещения затрат рабочей силы». Величина этого «возмещения» должна соответствовать его «затратам». А затраты соответствуют уровню социально-экономического развития. Это в идеале. На практике, узбекская поговорка гласит: «Из котла можно зачерпнуть, только то, что в нем есть».

Если обсуждать «экономический котел» из которого что-то можно зачерпнуть, под ним подразумевается объём производства в стране. По параметрам 2018 года прогнозируется производство валового внутреннего продукта на 290,6 триллионов сум. Исходя из 32 млн. жителей Узбекистана, на одного человека приходится 9081250 сум. Или по кросс-курсу (8000 сум за доллар) 36 325 000 000 долларов производства ВВП в год всего. Если считать с учётом паритета покупательской способности узбекского сума, производство ВВП на душу населения составляет примерно 6,3 тыс долларов. Это много или мало?

Для сравнения:
В странах большой семерки 2015-2016 годы
(Оценки по паритету покупательской способности)

Страны Население
(Млн. чел.)
ВВП
(Трлн. Долларов)
ВВП на душу населения
1. Германия 82,2 3,815 46 896
2. Япония 127,0 4,395 34 611
3. США 325,3 18,558 57 220
4. Канада 36,0 1,518 42 109
5. Франция 66,7 2,739 43 000
6. Великобритания 63,4 2,179 34 919
7. Италия 60,8 2,157 35 811

 
В странах СНГ
(Оценки по паритету покупательской способности)

Страны Население
(Млн. чел.)
ВВП
(млрд.)
ВВП на душу населения
1. Азербайджан 9 574 000 168,4 17 500
2. Армения 3 018 854 20,831 6 128
3. Белоруссия 9 505 200 167,7 17 700
4. Казахстан 17 926 500 460,7 25 669
5. Киргизия 6 019 500 18,001 2 409
6. Молдавия 3 550 900 17,908 5 039
7 Россия 146 804 372 3718,0 25 411
8. Таджикистан 8 593 600 17,555 2 247
9. Туркменистан 5 490 563 54,746 15 582
10. Узбекистан 31 807 00 198,823 6 344
11 Украина 42 414 900 350,0 8 230
12 Грузия 3 729 500 34,209 7 139

 
Конечно, статистика — вещь лукавая. Относиться к ней стоит со здоровым скепсисом. Но при этом она даёт какое-то представление. Например, данные производства ВВП на душу населения, с учетом паритета покупательской способности, в нашей стране сопоставимы с показателями Армении, Молдовы, Грузии.

Из этого объёма производства формируется величина минимальной потребительской корзины. Правительство планирует довести минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума к 2021 году; минимальной пенсии и пособий до величины прожиточного минимума к 2025 году.

Это достаточно амбициозная задача, которая потребует значительных усилий правительства, институтов гражданского общества, научного сообщества и хозяйствующих субъектов. То есть, «всем миром» нужно всемерно ускорять рост производства ВВП в стране.
 
Следует обратить внимание, что формирование научно обоснованной минимальной потребительской корзины, прожиточного минимума, минимальной оплаты труда и пенсий рассматривается как сугубо социальная задача, направленная на решение проблем бедности и социальной защиты населения. Но это является и огромной экономической задачей, к сожалению не имеющей достаточно разработанного научного базиса.

Длительное время наличие дешевой рабочей силы рассматривалось как позитивный фактор роста экономики. На самом же деле, длительный период сохранения дешевой рабочей силы является негативным фактором реформирования экономики, мешает переходу на интенсивный, инновационный  путь развития, внедрению достижений науки и техники. Дешевая рабочая сила предопределяет низкий покупательский спрос, что также является неблагоприятным фактором развития экономики.

Разработка научно обоснованной минимальной потребительской корзины и связанной с ней минимальной заработной платы – значимый прогрессивный шаг. Увеличение минимальной заработной платы повысит стоимость рабочей силы, стимулирует предприятия к переходу на инновационные способы развития, можеть стать фактором обеспечения роста производительности труда.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.