Равные возможности: как обучать детей с умственными и неврологическими заболеваниями в Узбекистане
Этот материал не только о специальном образовании в Узбекистане, как может показаться на первый взгляд. Не только о том, как работать с детьми с особыми потребностями. Скорее этот текст о преодолении. Преодолении трудностей, несмотря ни на что.
Восемь лет назад Мадина впервые узнала, что такое ЗПР – задержка психического развития. Ребенок был долгожданный и единственный. После пятнадцати лет брака она фактически смирилась с невозможностью испытать мгновения рождения.
Но, как это часто бывает в сказках, уже глубоко зарыв в землю семя последней надежды, в самый неожиданный момент, оно прорастает… и появляется смысл. Таким смыслом для Мадины стал ее сын, Нияз (имя изменено по просьбе матери).
После четырех лет, счастливых лет, сыну поставили диагноз – задержка психического развития (ЗПР).
— Я хорошо помню этот день. После недельной аномальной жары в Ташкенте тогда пошел дождь. Те же чувства были и у меня в душе, — продолжает вспоминать Мадина. – Но я думала, как дождь – явление временное, так и трудности с моим Ниязом, они приходящие. Что скоро все наладится, надо лишь заниматься с дефектологом.
Несмотря на все брошенные родителями силы – эмоциональные, физические, материальные, Нияз проявлял интерес лишь к отцовскому смартфону, часами складывая кубики в Майнкрафте в причудливые дома, игнорируя реальность, родительские эмоции. Тем не менее, благодаря этим виртуальным кубам, будучи второклассником, но смог понять принцип сложения однозначных чисел.
— Сегодня всё чаще встречается, так называемый гармонический инфантилизм, при конституциональном типе задержки психического развития детей, — говорит директор образовательно-коррекционного центра «Белое облачко» Шахноза Усманова. – Это означает, что эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более ранней ступени развития, когда такие чувства, как забота или эмпатия по отношению к другим, даже самым близким людям, еще не проявлены.
Особые дети отличаются большей волей и мотивацией
Философия образовательно-коррекционного центра «Белое облачко» — уникальность в самовыражении. На первом этапе дети самовыражаются через игру. Именно поэтому игра лежит в основе фактически всех методов работы с детьми до семи лет с особенностями развития. Сотрудники Центра убеждены, что осознание самого себя через игру – это первый шаг на пути к самореализации ребенка.
— Если мы научим ребенка осознавать и принимать себя, то на втором этапе главным инструментом становятся уже не игровые методы, а трудотерапия, — рассказывает ведущий специалист центра Динора Тошпулатова. – Только когда ребенок осознает себя, ему легче потом найти свою цель и свое место в мире. Мы работаем не с диагнозом, а с человеком.
Особые дети, зачастую, отличаются большей волей и мотивацией. Этот фактор может стать ключевым в поиске и самовыражении талантов и способностей – то, чем наделяет природа каждого человека. Поэтому недостаточно развивать интеллектуальные навыки – работать с речью и языком или готовить детей к школе. Необходимо уделять особое внимание социальным навыкам. Этот аспект у нас зачастую недооценивают.
После окончания третьего класса перед родителями Нияза встал острый вопрос – продолжать ли посещать общеобразовательную школу? Нияз всё больше погружался в виртуальный мир, мог часами строить здания из блоков, совершенно отстраняясь от реальности, от отца и матери. Он перестал даже пытаться усвоить темы занятий, которые ему совершенно были не интересны, уже появились опасения, что одноклассники насмехаются над ним, что это перерастет в издевательства и насилие.
Мадина решила оставить всё как есть, но уже в начале нового учебного года у Нияза появилась первая ссадина на лбу. Попытка выяснить причину ни к чему не привела, Нияз потерял аппетит, перестал здороваться с родителями, а в классе часами изрисовывал свою рабочую тетрадь героями Майнкрафта. Его любимый персонаж – это Эндермен, полностью чёрное существо с длинными руками, которое не имеет дома, и всё время бесцельно скитается среди различных миров. Этот чёрный странник во время агрессии открывает рот и начинает трястись. Подобное поведение Мадина наблюдала и за Ниязом, которое сопровождалось еще бурной истерикой. Таких случаев становилось всё больше, проблемы в школе всё глубже, а сам Нияз, кажется, уходил в себя безвозвратно.
Проблема психического развития в мире все больше приобретает свою остроту по многим параметрам. Увеличивается соотношение числа детей с подобными особенностями по сравнению с прошлыми годами. Еще в 2007 году Всемирная организация здравоохранения заявила, что человечество стоит перед лицом серьезной проблемы: количество людей с умственными и неврологическими проблемами неуклонно растет. Это касается и Узбекистана. За десять лет количество детей с подобными диагнозами выросло в несколько раз. Несмотря на отсутствие открытых статистических данных, можно с уверенностью сказать, печальная тенденция роста сохранится и в будущем.
— Чем старше становится ребенок, тем он больше отчуждается от общества и окружающего мира. – рассказывает доктор философских наук, профессор Матлюба Муродова. — Сложность заключается в том, что дети, попадающие в спектр психических и аутистических расстройств, как правило, объединены общими признаками, то есть наличием характерной триады: трудности в общении с другими людьми, трудности в восприятии чего-то нового и повторяющиеся рисунки поведения. В этой связи, необходимо использовать данные особенности в контексте их социализации путем нахождения профессиональной ориентации каждого отдельного человека. Профориентационной работе в образовательных учреждениях уделяется недостаточно внимания, отсутствуют в штате специалисты, которые отвечали бы за этот фронт социально-педагогической работы.
Сегодня назрела необходимость объединить направления коррекционной и реабилитационной работы с осуществлением профориентационной деятельности. Во многих случаях, люди с подобными особенностями, правильно сделавшие свой выбор и работающие с удовольствием в той или иной сфере экономики, показывают высокую производительность труда, что становится важным стратегическим ресурсом для государства и общества. Очень важно, чтобы мы научились использовать этот ресурс.
Когда Майнкрафт — часть образования
— Куда мы только не ходили, к кому только не обращались, — вспоминает Мадина. – Ничего не помогало. Нияз, как бы, застыл в своём развитии. Я не знаю, что происходило в школе, но вряд ли это доставляло ему удовольствие. Тот период был для нас настоящим адом и казалось, что из этого мы уже никогда не выберемся.
— В первый же день, во время консультации мы узнали об интересе Нияза к игре Майнкрафт. И это стало для нас зацепкой. – делится впечатлениями специалист центра «Белое облачко» Ирода Адилова. – Мы стали все упражнения и школьные задания адаптировать под это игру. Всего спустя две недели ребенок пошел с нами на первый контакт. Он минут десять рассказывал мне про своего любимого героя Эндермена.
Родители Нияза также стали замечать позитивные перемены. «Наша хмурая тучка превратилась в яркое белое облачко», — с улыбкой стали шутить они друг другу. Да, впервые улыбка появилась у них за все эти долгие году кризисов и отчаяния. Конечно, Ниязу предстоит пройти еще длинный, тернистый путь, но главное уже произошло – он перестал бояться себя и сверстников. Он по-другому стал смотреть на мир.
Это не объяснить простыми словами, но представьте его реакцию, когда после четырех лет он узнал, что некоторые одноклассники тоже фанатеют по Майнкрафту. Да, определенно, он откроется миру. Не сразу, не всем, но Нияз – уникальная часть этого мира. Как и любой человек, нашедший в нём своё место.
Сейчас в образовательно-коррекционном центре открыт набор на курсы контент-мейкера. Это уникальная программа, разработанная специалистом университета Пучон (Южная Корея) в Ташкенте при содействии профессора LEGO Papert, специализирующегося на исследованиях в области образования, по совместительству, директора Lifelong Kindergarten group в Массачусетском технологическом институте Митчела Резника. Программа основана на методологии «Двойной спирали» с принципом четырех латинских «P». Проекты (projects), партнеры (peers), увлеченность (passion), игра (play).
— Согласно многочисленным исследованиям к 2030-му году исчезнут более 30 профессий, — говорит педагог Центра Диана Ли. – Это значит, что существует опасность, что многие подростки находятся под определенным риском, когда выяснится, что выбранная когда-то ими профессия уже не актуальна, не востребована. Поэтому мы учим детей нелинейному мышлению, то есть не готовности слепо следовать заданному пути, а делать выбор. Творчество и креатив сейчас приоритетнее обычной исполнительности.
Формирование нелинейного мышления постепенно становится фундаментальной концепцией современной образовательной системы, которая постепенно отказывается от традиционной линейной передачи знаний с готовым перечнем заданий и непререкаемым авторитетом преподавателя, в пользу внедрения огромного множества конкурирующих между собой альтернативных способов получения этих самых знаний.
Этот образовательный курс о профессиональной ориентации, о поиске себя и разработан специально для школьников с особыми образовательными потребностями, у кого есть проблемы с успеваемостью в школе. Курс включает в себя работу над видео и фото изображениями. Дети учатся создавать, снимать ролики для популярных социальных сетей, фотографировать и редактировать их. Генерировать идеи, придумывать новые форматы, писать сценарии. Но, главное, это командная работа и социализация детей.
Комментарии